Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
01.09.2017
- ООО является управляющей организацией и по договору управления осуществляет содержание и ремонт жилищного фонда. Жители одного из обслуживаемых домов приняли решение о переходе в другую управляющую компанию. На момент перехода по данным подомового учета на доме остались неиспользованные средства. Новая управляющая компания хочет, чтобы им была перечислена на расчетный счет эта сумма. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и в целях налогообложения (применительно к налогу на прибыль организаций и НДС) непосредственно передачи остатка средств, перечисленных ранее собственниками на содержание и ремонт жилищного фонда?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Управляющая компания в своем учете при отказе собственников от ее услуг отразит прекращение обязательств перед собственниками помещений, возникновение задолженности перед организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, и последующее выбытие актива.
Возврат неиспользованных средств, перечисленных на содержание и ремонт жилого фонда, не образует объекта налогообложения НДС и не обуславливает появления доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы налогу на прибыль организаций у передающей стороны.
Обоснование позиции:
Собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) в силу закона обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению МКД (ч. 1 ст. 153, ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Оплата услуг и работ по содержанию и ремонту этих помещений производится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 10 ст. 155 ЖК РФ).
Плата за содержание и ремонт общего имущества МКД устанавливается в размере, обеспечивающем содержание этого имущества в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД, в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По такому договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Жилищным законодательством не урегулирован порядок передачи вновь выбранной управляющей организации средств, перечисленных собственниками помещений на текущий ремонт общего имущества дома прежней управляющей организации (смотрите также Вопрос: Собственники многоквартирного жилого дома выбрали управляющую компанию (далее - УК) и приняли решение о внесении дополнительных денежных средств на статью "Текущий ремонт", чтобы после их накопления провести ряд работ по текущему ремонту общего имущества. Однако спустя четыре месяца лицензия, выданная УК, была отозвана. В настоящее время собственники должны заключить договор с другой УК. Подлежат ли передаче другой УК накопленные и неизрасходованные денежные средства по статье "Текущий ремонт"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.) и постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2012 N Ф06-11765/11 по делу N А55-3944/2011).
Бухгалтерский учет
Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Как следует из п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ, факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
При отказе собственников от ее услуг управляющая компания в своем учете отразит прекращение обязательств перед собственниками помещений, возникновение задолженности перед организацией, выбранной собственниками помещений в МКД для управления этим домом, и последующее выбытие актива.
Обратите внимание, что средства на текущий ремонт не поступают в собственность управляющей организации, поскольку принадлежат собственникам и могут быть израсходованы строго по целевому назначению только по решению общего собрания собственников (п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Таким образом, денежные средства, полученные управляющей организацией на содержание и ремонт многоквартирного дома, носят целевой характер и должны расходоваться с учетом утвержденного собственниками помещений перечня работ и услуг (постановление АС Московского округа от 30.06.2016 N Ф05-8526/16 по делу N А41-86530/2015, решение АС Вологодской области от 30.05.2017 по делу N А13-14455/2016).
Для учета такого рода средств Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен синтетический счет 86 "Целевое финансирование". Использование именно этого счета для учета поступающих средств УК продемонстрировано, например, в материале "Старые накопления на капремонт: передача при смене способа управления (Е.В. Емельянова, журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.)".
В то же время поступающие средства собственников жилья направляются в управляющую компанию на оплату услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда в рамках ее основной производственной деятельности, она несет затраты на выполнение стандартов управления, это ее обязанность, которая финансируется собственниками помещений за счет платы за услуги и работы по управлению МКД.
Следовательно, денежные средства, полученные от собственников жилых помещений в счет услуг по содержанию и ремонту жилого дома, по сути, являются авансом, формируют кредиторскую задолженность и в таком случае они должны учитываться обособленно на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") (смотрите также Вопрос: В многоквартирных домах управляющая компания имеет в управлении нежилые помещения, являющиеся частью общего имущества собственников. От лица собственников она заключает договоры аренды с этими арендаторами. Управляющая компания собирает с арендаторов денежные средства, после чего собственники выносят еще одно решение о том, куда эти средства должны быть направлены (на ремонт дома, на обустройство детской площадки или парковочных мест и т.д.). Цена договора - 5000 руб. в месяц. Каков порядок исчисления налога на прибыль и НДС, а также каков порядок бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.)).
Как следует из п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05. 2013 N 416, в случае принятия собранием решения о досрочном расторжении договора управления организации, ранее управлявшей таким домом, направляется уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, и ее адрес.
Поэтому, на наш взгляд, рассматриваемое событие в учете управляющей компании, которая учитывает полученные от собственников средства в качестве авансов, будет отражено записями:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Расчеты по управлению МКД" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по передаче остатка неиспользованных средств"
- определен остаток неиспользованных средств и с учетом ст. 9 Закона N 402-ФЗ составлен первичный документ (например акт передачи) с одновременным прекращением обязательств перед собственниками (постановление Восемнадцатого ААС от 29.03.2017 N 18АП-17048/16);
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по передаче остатка неиспользованных средств" Кредит 51 "Расчетные счета"
- перечислен согласованный остаток неиспользованных средств.
Дополнительным аргументом в пользу применения именно такой схемы может быть мнение, изложенное в письме Минфина России от 29.07.2014 N 03-07-11/37247 в отношении бухгалтерского учета части неосвоенных сумм как доходов будущих периодов: для формирования в бухгалтерском учете информации о всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами предназначены счета раздела VI "Расчеты" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. А счет 86 "Целевое финансирование" включен в раздел VII "Капитал".
Налог на прибыль организаций
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли сумма полученной от покупателя предварительной оплаты (аванса) не признается доходом организации-продавца (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). Равным образом, у передающей стороны не возникает расхода в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты (п. 14 ст. 270 НК РФ).
Считаем, что в случае отсутствия дохода и расхода управляющей компанией не определяется налоговая база при передаче средств вновь выбранной собственниками организации (п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 252 НК РФ).
К аналогичному выводу приходит и Минфин России (письмо Минфина России от 22.09.2016 N 03-03-07/55325), применяя при этом норму пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и тем самым квалифицируя рассматриваемые средства в качестве средств целевого финансирования.
Нами не обнаружено примеров судебной практики по спорам, связанным с применением норм главы 25 НК РФ к подобным взаимоотношениям. Но, например, в постановлении Пятого ААС от 28.12.2015 N 05АП-7151/15 (применительно к упрощенной системе налогообложения) судом сделан вывод: при поступлении средств за капитальный ремонт, общество не приобретает право распоряжения данными денежными средствами, то есть получение денежных средств за капитальный ремонт не предполагает получение обществом экономической выгоды. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для включения их в доходы. Тем самым, на наш взгляд, "обратное" перечисление таких средств не может обуславливать расхода в понимании главы 25 НК РФ.
НДС
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии же с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (смотрите также письмо Минфина России от 29.07.2014 N 03-07-11/37247). Если управляющая организация отказалась от освобождения от налогообложения НДС операций по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 5 ст. 149 НК РФ), то эти операции подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (смотрите также письмо ФНС России от 03.03.2017 N СД-19-3/40@).
Нами также не обнаружено примеров судебной практики, предметы споров в которых были бы аналогичны рассматриваемому.
На наш взгляд, непосредственно передача неизрасходованных средств при расторжении договора управления не приводит к появлению объекта налогообложения НДС (ст. 38, п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Тем самым, у передающей организации отсутствуют обязанности выставлению счетов-фактур с исчисленным НДС в отношении передаваемого остатка неиспользованных средств, уплатой его в бюджет и включением в налоговые регистры и налоговую отчетность соответствующих сведений (ст.ст. 168, 169, 173, 174 НК РФ).
В целях устранения возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем обратиться за получением персональных разъяснений в Минфин России или налоговый орган по месту учета касательно налогообложения при передаче остатка неиспользованных средств (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
10 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним