Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
05.09.2017
- В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в плату за содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включаются сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и ИП, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
У организации заключен договор с управляющей компанией на несение общих расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
На основании какого договора (с управляющей компанией или с организацией, непосредственно осуществляющей вывоз твердых коммунальных отходов и организацию мест их накопления) необходимо осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов?
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее также - общее имущество), урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее - Правила содержания общего имущества).
В соответствии с пп. "д" п. 11 упомянутых Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Редакция этой нормы была изменена постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 (далее - Постановление N 232), которым были внесены изменения в ряд актов Правительства РФ, в том числе в Правила содержания общего имущества и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N 232, содержание общего имущества включало в себя сбор и вывоз как жидких, так и твердых бытовых отходов.
Из действующей редакции Правил содержания общего имущества исключено понятие твердых бытовых отходов. Вместо этого пп. "д.2" п. 11 указанных Правил предусматривает понятие "твердые коммунальные отходы". Согласно этой норме содержание мест накопления таких отходов в соответствии с установленными требованиями включено в содержание общего имущества в многоквартирном доме. Отметим, что согласно п. 16 Правил содержания общего имущества такое содержание обеспечивается путем заключения собственниками помещений в многоквартирном доме (далее также - МКД) договора управления таким с управляющей организацией (при выборе соответствующего способа управления).
Согласно абзацу девятому п. 2, пп. "ж" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг к коммунальным услугам относится в том числе услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО), а именно сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 4.1 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом ХV.1 тех же Правил.
В свою очередь, п. 148.1 упомянутых Правил предусматривает, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления.
Таким образом, законодательство предусматривает заключение собственником нежилого помещения в МКД договора об оказании услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор).
Однако статус регионального оператора присваивается юридическому лицу на основании конкурсного отбора, который проводится в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Одновременно определяется зона деятельности такого оператора. Деятельность регионального оператора осуществляется на основании соглашения, заключенного им с органом исполнительной власти субъекта РФ (п.п. 4, 6 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п. 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, далее - Минимальный перечень), в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N 232, в указанный минимальный перечень входили работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, включая организацию мест накопления таких отходов.
В силу п. 2 Постановления N 232 изменения в Правилах содержания общего имущества, Правилах предоставления коммунальных услуг, Минимальном перечне, утвержденные этим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.
По имеющейся у нас информации в городе Челябинске региональный оператор по обращению с ТКО до сих пор не определен.
Поэтому мы полагаем, что вывоз ТКО, организация мест их накопления в рассматриваемом случае должны осуществляться в рамках оказания услуг по содержанию общего имущества в МКД на основании договора, заключенного между организацией и управляющей компанией.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
16 августа 2017 г.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним