Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.02.2012
ВОПРОС:
Имеет ли право бюджетное учреждение, не являющееся участником бюджетного процесса, на получение банковских кредитов (займов) в российских банках?
На каком счете бюджетным учреждением ведется учет операций с привлеченными заемными средствами?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положениями действующего законодательства в отношении бюджетных учреждений не установлен прямой запрет на получение банковских кредитов (займов).
Учет операций с привлеченными заемными средствами ведется бюджетными учреждениями на счете 30100 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). В п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено единственное ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. А вот запрет на получение банковских кредитов и займов в отношении бюджетных учреждений ни ГК РФ, ни Закон N 7-ФЗ не устанавливают.
Кроме того, в соответствии с положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) и от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности могут отражаться операции по заимствованиям, не являющимися государственным (муниципальным) долгом.
Таким образом, в настоящее время бюджетные учреждения вправе получать банковские кредиты (займы). Данные выводы подтверждаются и специалистами уполномоченных органов*(1).
Вместе с тем, по имеющейся у нас информации, специалистами Минфина России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ограничивающие деятельность бюджетных учреждений по предоставлению и получению кредитов (займов), которые находятся в настоящее время на рассмотрении в Правительстве РФ.
Порядок и условия предоставления кредита регулируются договором между банком и клиентом. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Обратите внимание: действующее законодательство ограничивает возможности бюджетного учреждения при получении банковских кредитов (займов).
Так, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Следовательно, передача в залог перечисленных видов имущества без согласия собственника невозможна.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. В то же время, если передача этого имущества в залог в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ будет квалифицироваться как крупная сделка, потребуется предварительное согласие на ее осуществление органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Учет операций с привлеченными заемными средствами ведется бюджетными учреждениями на счете 30100 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (п. 248 Инструкции N 157н). На данном счете также учитываются расчеты по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований.
При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с долговым обязательствам, принятыми бюджетными учреждениями, согласно Инструкции N 174н могут применяться следующие корреспонденции:
1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710
- привлеченный кредит (заем) поступил на лицевой счет бюджетного учреждения;
2. Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
- начислены проценты по кредиту (займу);
3. Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610
- погашена задолженность по долговым обязательствам, а также перечислены соответствующие проценты, пени, штрафные санкции.
Напомним также, что поступления денежных средств на лицевые счета бюджетных учреждений, а также выплаты денежных средств (восстановления выплат) с таких лицевых счетов дополнительно должны учитываться на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения", 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" соответственно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

18 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности, информацию, размещенную на официальном сайте Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края по ссылке: http://www.depfinance.ru/communication/forum/forum10/topic21/.

Все консультации данной рубрики