Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

12.09.2017
ВОПРОС:
Многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета холодного и горячего водоснабжения. В летнее время горячее водоснабжение отсутствует, но управляющая компания выставляет счета за горячее водоснабжение жителям дома.
Правомерно ли управляющая компания выставляет счета за горячее водоснабжение в летнее время?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии горячего водоснабжения плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, не начисляется.
Однако плата за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в таком доме, которая включаются в состав платы за содержание жилого помещения, как правило, начисляется по установленному нормативу потребления, то есть без учета фактического водоснабжения. Постановление Правительства РФ, предусматривающее корректировку этой платы исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, на сегодняшний день еще не принято.
Вместе с тем общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о том, что размер расходов на оплату коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в этом доме, для целей расчета платы за содержание жилого помещения будет определяться на основе показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Для собственника помещения в многоквартирном доме (далее также - МКД) плата за жилое помещение о коммунальные услуги включает в себя в том числе:
- плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
- плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, вступившего в силу с 10.08.2017, далее - Закон N 258-ФЗ).
При этом под коммунальными ресурсами, потребляемыми при использовании и содержании общего имущества в МКД, понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).
Согласно абзацам первому и второму п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее - Правила содержания общего имущества) с 01.01.2017 в расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В свою очередь, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что по общему правилу потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальной услугой понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунального ресурса, в том числе горячей воды.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает расходы на оплату горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, которые включаются в состав платы за содержание жилого помещения, и оплату горячего водоснабжения в качестве коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме (предоставленной на общедомовые нужды).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, предусмотрен п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с этой нормой в случае, если МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ), размер платы за такую коммунальную услугу определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к указанным Правилам.
Пункт 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, содержащий упомянутую формулу, предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, определяется исходя из объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в МКД и приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение.
Из п. 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг следует, что приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение в МКД объем (количество) горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в МКД, оборудованном ОДПУ, определяется по показаниям этого прибора учета.
При этом согласно п. 45 Правил предоставления коммунальных услуг в случае, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с п. 44 тех же Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.
Отсюда можно прийти к выводу о том, что управляющая организация не вправе начислять собственникам помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, если в расчетном периоде такое водоснабжение не осуществлялось.
Что же касается оплаты горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в МКД, как части платы за содержание жилого помещения, ее размер определяется иначе.
Абзацем третьим п. 29 Правил содержания общего имущества установлено, что при первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, включая расходы на оплату горячей воды, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016. Согласно абзацу четвертому того же пункта при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, которые утверждаются в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Отметим также, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (абзац пятый п. 29 Правил содержания общего имущества).
То есть положения п. 29 Правил содержания общего имущества предусматривают оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, в том числе и горячей воды, только исходя из установленных нормативов их потребления *(1).
Основываясь в том числе на указанных положениях, Минстрой России в п. 5 письма от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 пришел к выводу о том, что фактические расходы по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производимые ежемесячно исполнителями, не учитываются в целях перерасчета размера платы за содержание жилого помещения, в том числе в части платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества.
Иными словами, фактические расходы управляющей организации на оплату горячей воды, используемой в целях содержания общего имущества в МКД, не влияют на размер платы за содержание жилого помещения (в составе которой, напомним, учитывается и оплата горячей воды, потребляемой при использовании и содержании общего имущества).
Однако при определении размера такой оплаты собственниками помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, после 10.08.2017 необходимо принимать во внимание правила ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в редакции Закона N 258-ФЗ, который, как мы уже отмечали, вступил в силу с указанной даты.
Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ в действующей редакции предусматривает, что по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в таком доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ.
То есть, как правило, размер расходов собственников помещений в МКД, оборудованном ОДПУ, на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в том числе горячей воды, определяется по установленным нормативам их потребления, но при этом производится перерасчет платы по показаниям ОДПУ в порядке, который устанавливает Правительство РФ.
Однако указанный порядок на сегодняшний день еще не установлен. Постановление Правительства РФ, предусматривающее ежегодную корректировку размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из показаний ОДПУ, пока существует только в виде проекта (смотрите доработанный текст проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (подготовлен Минстроем России от 19.07.2017)).
Вместе с тем ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусматривает исключения из общего правила об определении суммы оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, по нормативам их потребления. В частности, если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, то размер таких расходов в составе платы за содержание жилого помещения определяется исходя из показаний этой системы учета при условии, что она обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний.
Кроме того, согласно той же норме общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в таком доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством РФ;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации общее собрание собственников помещений в МКД вправе принять решение о том, что размер расходов на оплату коммунальных ресурсов (в том числе горячей воды), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в этом доме, для целей расчета платы за содержание жилого помещения будет определяться на основе показаний ОДПУ. В этом случае при отсутствии горячего водоснабжения плата за горячую воду в составе платы за жилое помещение учитываться не будет. Если такое решение не будет принято, плата за горячую воду как часть платы за содержание жилого помещения будет рассчитываться по нормативу потребления (независимо от фактического водоснабжения) до момента, когда будет произведена корректировка платы за очередной расчетный период исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ (которое, как мы отметили выше, еще не принято).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

25 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Челябинской области утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/2.

 

Все консультации данной рубрики