Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.09.2017
ВОПРОС:
Орган местного самоуправления оформил право собственности муниципального образования на сооружение (недвижимое имущество). Был оформлен кадастровый паспорт, в графе "кадастровая стоимость" стоит прочерк (кадастровая стоимость не определена). Далее сооружение передается на праве оперативного управления бюджетному учреждению, право не зарегистрировано (выписка из ЕГРН о регистрации права оперативного управления учреждением не получена).
По какой стоимости бюджетному учреждению следует учесть полученный на праве оперативного управления объект недвижимого имущества?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость, по которой бюджетное учреждение может учесть поступивший в его оперативное управление объект недвижимости, - это стоимость, определенная принявшим решение о закреплении имущества за учреждением собственником муниципального имущества. То есть первоначально именно муниципальное образование в лице органа, осуществляющего учет соответствующей казны, должно определить стоимость передаваемого объекта, а именно - его кадастровую стоимость, поскольку в отношении ранее неучтенных объектов муниципального недвижимого имущества определение такой стоимости является обязательной процедурой.

Обоснование вывода:
Органы местного самоуправления, бюджетные учреждения и иные типы учреждений госсектора при организации бухгалтерского учета руководствуются общими принципами, установленными "Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно п. 22 Инструкции N 157н информация об объектах основных средств и операциях с ними, как и о других нефинансовых активах, отражается в бухгалтерском учете в денежном выражении. Объекты основных средств принимаются к балансовому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 29 Инструкции N 157н передача (получение) объектов муниципального имущества между органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями в связи с закреплением права оперативного управления осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы, начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Из буквального прочтения указанной нормы Инструкции N 157н следует, что орган местного самоуправления закрепляет за бюджетным учреждением муниципальное имущество с обязательным предоставлением информации о его балансовой (фактической) стоимости, по которой имущество было учтено в собственности муниципального образования (в казне муниципального образования). В свою очередь, правообладатель данного имущества (в рассматриваемой ситуации - бюджетное учреждение) не может учесть соответствующий закрепленный за ним объект по иной стоимости, отличной от определенной ее собственников.
У органа, ответственного за ведение учета казны муниципального образования, объекты основных средств учитываются на соответствующих аналитических счетах счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны". Учет по кадастровой стоимости при этом предусмотрен для земельных участков, составляющих казну муниципального образования (п. 142 Инструкции N 157н). Остальные виды нефинансовых активов, составляющие казну муниципального образования, в частности основные средства, учитываются по первоначальной (балансовой) стоимости в общем порядке, предусмотренном для иных видов нефинансовых активов.
Неучтенные ранее объекты имущества, выявленные в ходе проведения проверок и (или) инвентаризаций, подлежат учету по их текущей оценочной стоимости (п. 31 Инструкции N 157н). В аналогичном порядке следует определять стоимость объектов, если она по каким-либо причинам является неопределенной, в частности как в рассматриваемой ситуации. При этом под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н). Такая стоимость определяется комиссией по поступлению и выбытию активов. Определение текущей оценочной стоимости объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее неучтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Из этого следует, что в отношении ранее неучтенных объектов муниципального недвижимого имущества оценкой, подтвержденной документально, может быть определенная в их отношении кадастровая стоимость. Соответственно, комиссией субъекта учета по поступлению и выбытию активов может быть принято решение о принятии к учету объекта недвижимого имущества в оценочной стоимости, равной кадастровой стоимости (смотрите также письмо Минфина России от 01.02.2016 N 02-06-10/4657).
В рассматриваемой ситуации решение о закрепление на праве оперативного управления за бюджетным учреждением принято в отношении недвижимого имущества, стоимость которого субъектом учета казны муниципального образования не определена. В такой ситуации у бюджетного учреждения нет возможности постановки объекта на учет в состав основных средств, поскольку единственная стоимость, по которой бюджетное учреждение может учесть объект - стоимость, определенная принявшим решение о закреплении имущества за учреждением собственником. То есть первоначально именно муниципальное образование в лице органа, осуществляющего учет соответствующей казны, должно определить стоимость передаваемого объекта, а именно - его кадастровую стоимость, поскольку в отношении ранее неучтенных объектов муниципального недвижимого имущества определение такой стоимости является обязательной процедурой.
В заключение следует отметить, что бюджетное учреждение, согласно п. 36 Инструкции N 157н, может принять полученный на праве оперативного управления объект недвижимого имущества только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию такого права (при наличии выписки из ЕГРН, подтверждающей право оперативного управления на объект). В свою очередь, орган, осуществляющий ведение казны муниципального образования, согласно той же нормы Инструкции N 157н, отражает выбытие объекта со счетов учета казны при наличии аналогичного документа, подтверждающего государственную регистрацию права оперативного управления бюджетного учреждения на объект недвижимости.
Если передача недвижимого имущества, стоимость которого не определена, все-таки состоялась и бюджетным учреждением получены документы, подтверждающие право государственной регистрации объекта, то может быть принято решение о постановке на учет объекта основных средств по текущей оценочной стоимости, определенной комиссией бюджетного учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом работа по определению кадастровой стоимости объекта должна продолжаться, так как данная информация будет необходима учреждению при переходе на Федеральные стандарты для организаций государственного сектора с 01.01.2018*(1).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Первоначальная стоимость основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

21 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 01.01.2018 вводится в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, в соответствии с п. 58 которого объекты недвижимого муниципального имущества необходимо будет учитывать по их кадастровой стоимости, признаваемой балансовой стоимостью таких объектов.

 

Все консультации данной рубрики