Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
15.09.2017
- С целью продвижения продукции на рынке (бытовая техника) организация (общая система налогообложения) проводит бесплатные мастер-классы для потенциальных клиентов (форумчан). Данные физические лица пишут отзывы о работе с техникой. В мастер-классах могут принимать участие как клиенты с форума, уже купившие бытовую технику, так и потенциальные покупатели, зашедшие на сайт и подавшие заявку. Отзывы о товарах в Интернете (на сайте, форумах) размещаются участниками мастер-классов на добровольной основе.
Оповещение о проведении мастер-класса проводится путем размещения объявления на определенном сайте с указанием темы мастер-класса, места, даты.
В объявлении указано, что участие для приглашенных гостей бесплатное.
Количество мест ограничено, поскольку организация не сможет пригласить всех желающих ни физически (ограничены размерами кулинарной студии), ни финансово.
До 1 сентября принимаются заявки на участие. После 1 сентября будет оглашен список приглашенных лиц либо организация напишет лично каждому.
Предпочтение будет отдаваться давним участникам форума.
Дата записи на участие не имеет значения.
Как учитываются в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с проведением мастер-класса (аренда зала, оплата ведущему, раздача фартуков с символикой рекламируемого товара)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе учесть отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на проведение мастер-классов при расчете налогооблагаемой прибыли в качестве расходов на рекламу в пределах одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Обоснование позиции:
Нормы главы 25 НК РФ не содержат норм, прямо разрешающих или запрещающих признание при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов на проведение мастер-классов.
В то же время, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абзац пятый п. 4 ст. 264 НК РФ).
Как видим, глава 25 НК РФ не устанавливает закрытого перечня расходов на рекламу. При этом в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ прямо названы те из них, которые не подлежат нормированию для целей налогообложения прибыли. Остальные же учитываются в пределах одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при квалификации расходов в качестве рекламных следует отталкиваться от понятия "реклама", приведенного в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30947). В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц для целей Закона N 38-ФЗ понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Кроме того, в письме от 27.06.2016 N АД/43482/16 Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что под рекламой понимается определённая неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определённого объекта рекламирования, даже если она направляется по определённому адресному списку. Так, например, в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой.
Как следует из условий рассматриваемой ситуации, целью проведения мастер-классов является продвижение продукции (бытовая техника) организации на рынке, что соответствует цели распространения информации для признания ее рекламой (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). При этом распространяемую посредством проведения мастер-классов информацию о товаре в данном случае, на наш взгляд, нельзя считать персонифицированной, несмотря на то, что мастер-классы проводятся среди заранее определенного круга участников, ведь она способна формировать интерес к товару не только непосредственно у участников мероприятия, но и у иных лиц.
Таким образом, полагаем, что расходы на проведение организацией мастер-классов могут быть квалифицированы для целей налогообложения прибыли в качестве расходов на рекламу. Поскольку такой вид рекламы прямо не поименован в абзацах втором-четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы на него следует признавать в налоговом учете в пределах одного процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (дополнительно смотрите письма Минфина России от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50586, от 09.08.2013 N 03-03-06/1/32239).
Приведенная точка зрения справедлива при условии удовлетворения понесенных затрат на проведение мастер-классов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть в случае, если они обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При оценке соответствия осуществленных затрат указанным критериям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 03.04.2017 N 03-03-06/1/19337, от 25.02.2016 N 03-03-06/2/10324, от 02.09.2015 N 03-03-06/50553, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14.
Обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии осуществленных организацией затрат на проведение мастер-классов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, мы не видим.
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. При этом мы не можем исключить вероятности того, что вопрос квалификации расходов на проведение мастер-классов станет предметом спора с налоговыми органами.
С целью минимизации налоговых рисков по вопросу отнесения распространяемой в рамках проведения мастер-классов информации к рекламе рекомендуем организации обратиться в Федеральную антимонопольную службу (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-03-06/1-34). Также организация не лишена права обратиться за письменными разъяснениями относительно порядка признания произведенных расходов в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
В заключение отметим, что анализируемые расходы, по нашему мнению, не следует квалифицировать для целей главы 25 НК РФ в качестве представительских, так как, по сути, они не связаны с проведением деловых переговоров, а их состав отличен от расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий (пп. 22 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 264 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
24 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним