Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.09.2017
ВОПРОС:
Организация является акционерным обществом, которое ранее признавалось малым предприятием, состав его участников (акционеров) с последнего момента признания малым предприятием не менялся, количество работников и выручка соответствуют критериям малого предприятия, указанным в законе. В 2017 году организацию не включили в реестр малых предприятий. Как следует поступить организации, какие действия предпринять в сложившейся ситуации?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что нормы Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 этого Закона).
Однако вплоть до 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применялись условия, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 408-ФЗ (ч. 10 ст. 10 этого Закона).
Напомним, что согласно этим нормам для признания акционерного общества субъектом малого или среднего предпринимательства было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в его уставном капитале публичных образований (государства или муниципальных образований), общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов составляла не более 25%, а суммарная доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышала 49% (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Исключения из этого правила были прямо установлены приведенной нормой и были связаны с особым статусом общества либо с осуществляемой им деятельностью. Кроме того, акционерное общество должно было соответствовать требованиям, предъявляемым к численности работников этого общества и к размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или к величине балансовой стоимости его активов (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
После 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства применялись новые критерии. В частности, из пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ следует, что критерий ограничения участия в уставном капитале юридического лица публичных субъектов, религиозных и благотворительных организаций, иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, был сохранен только для обществ с ограниченной ответственностью. В связи с этим акционерные общества с 1 августа 2016 года могли признаваться субъектами малого или среднего предпринимательства только в том случае, если они подпадали под критерии, установленные пп. "б"-"д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, предъявляющими специальные требования к обращению акций общества на рынке ценных бумаг, занятию обществом определенными видами деятельности, составу его учредителей, статусу общества как участнику проекта "Сколково" и т.п.
Соответственно, в том случае, когда акционерное общество не подпадало под указанные исключения, оно с 1 августа 2016 года не могло признаваться субъектом малого или среднего предпринимательства, независимо от количества его работников, размера выручки или активов, поскольку согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания юридического лица субъектом малого или среднего предпринимательства должны соблюдаться все критерии, установленные ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а не только требования о количестве работников, размере выручки или активов, предусмотренные п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
В свою очередь, положения ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ об обязательном ведении на федеральном уровне единого реестра малых и средних предприятий вступили в силу с 1 июля 2016 года (ч. 3 ст. 10 Закона N 408-ФЗ). При этом согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 408-ФЗ первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра, было произведено 1 августа 2016 года, а дальнейшее их размещение производится ежемесячно начиная с 10 сентября 2016 года.
Принимая во внимание, что из буквального толкования положений ч. 7 ст. 10 Закона N 408-ФЗ следует, что во впервые публикуемый реестр вносятся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ в новой редакции, можно сделать вывод, что акционерные общества, не подпадающие под исключения, установленные пп. "б"-"д" ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, не могли быть внесены во впервые опубликованный реестр, а также в последующие реестры.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, если акционерное общество, указанное в вопросе, не подпадало под данные исключения, отсутствие в едином реестре малых и средних предприятий сведений о нем является правомерным.
Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон от 03.07.2016 N 265-ФЗ (далее - Закон N 265-ФЗ) дополнил положения п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ подпунктом "е", согласно которому малыми или средними предприятиями вновь могут признаваться акционерные общества, в которых акционеры - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем 49% голосующих акций. При этом данный пункт вступил в силу начиная с 1 июля 2017 года (ч. 2 ст. 12 Закона N 265-ФЗ).
Следовательно, исходя из того, что внесение в единый реестр малых и средних предприятий сведений о юридических лицах, отвечающих критериям, установленным для субъектов малого и среднего предпринимательства Законом N 209-ФЗ, осуществляется 10 августа текущего календарного года на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля этого же года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ), можно сделать вывод, что с 10 августа 2017 года включение указанного в вопросе акционерного общества в данный реестр является обязательным, если оно соответствует всем требованиям к составу его акционеров, установленным пп. "е" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а также требованиям к среднесписочной численности его работников, размеру его выручки или активов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Если акционерное общество в рассматриваемом случае отвечает указанным критериям, но не было включено с 10 августа 2017 года в опубликованный единый реестр малых и средних предприятий, ему следует обратиться в Федеральную налоговую службу России, которая в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ и п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, уполномочена вести этот реестр.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики