Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.09.2017
ВОПРОС:
В 2009 году был заключен договор с контрагентом на поставку продуктов питания, произведен аванс, но продукты не были поставлены.
В 2011 году по решению суда на лицевой счет организации поступают средства в счет погашения дебиторской задолженности этим контрагентом.
Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2011 числилась на счете 4 206 34 000 (переведена с КФО "1" при преобразовании учреждения на бюджетное нового типа с 01.01.2011). С 2011 года по настоящее время суммы возврата дебиторской задолженности поступают на лицевой счет и бюджетного учреждения и далее направляются учредителю (поступления будут идти еще на протяжении нескольких лет).
На какой КОСГУ должны зачисляться данные средства? Как правильно отразить восстановление вышестоящей организации (кассовый расход по выплате аванса был произведен до реорганизации учреждения, было государственное учреждение - стало с 2011 года государственное бюджетное учреждение)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетному учреждению как при отражении поступления, так и при отражении возврата учредителю дебиторской задолженности, образовавшейся в период деятельности бюджетного учреждения в качестве получателя бюджетных средств, следует применять статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с действующим бюджетным законодательством в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ). Соответственно, у бюджетного учреждения возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств.
Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности при принятии уполномоченными органами решения о предоставлении учреждению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания приведены в Методических рекомендациях (далее - Методические рекомендации), прилагаемых к письмам Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
Из содержания Методических рекомендаций следует, что обязанности администратора доходов бюджета в отношении сумм доходных поступлений, сформированных в рамках бюджетной деятельности до перехода учреждения "на субсидию", возлагаются на орган власти (местного самоуправления), осуществляющий в отношении учреждения полномочия и функции учредителя. При этом администраторы таких бюджетных доходов учитывают их по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг" КОСГУ в качестве компенсации затрат государства.
В учете бюджетного учреждения поступление возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сложившейся у учреждения как получателя бюджетных средств, отражается до ее перечисления в доход соответствующего бюджета по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ. Перечисление этих сумм в доход бюджета также должно отражаться по коду КОСГУ 130 (смотрите, например, письма Минфина России от 20.09.2012 N 02-04-10/3849, от 26.09.2012 N 02-04-11/3954, от 29.01.2013 N 02-13-06/290, п.п. 4.5.1, 4.5.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823).
Изменений относительно порядка применения при возврате сумм дебиторской задолженности, образовавшейся в период деятельности бюджетного учреждения в качестве получателей бюджетных средств, статьи 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ со времени разъяснений, данных в письме Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, до настоящего времени не было.
Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, четко определено, что денежные средства, поступившие в качестве компенсации затрат государства, подлежат отражению по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации бюджетному учреждению на лицевой счет поступают суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшиеся в рамках исполнения бюджетной сметы, которые подлежат обязательному перечислению в доход соответствующего бюджета. По своей экономической сути данные суммы являются компенсацией затрат государства.
Таким образом, бюджетному учреждению как при отражении поступления, так и при отражении перечисления подобной задолженности учредителю следует применять статью аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по возврату бюджетному или автономному учреждениям "бюджетной" дебиторской задолженности прошлых лет;
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждениям "бюджетной" дебиторской задолженности прошлых лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

28 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики