Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

25.09.2017
ВОПРОС:
По результатам камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2017 года налоговой инспекцией выставлен организации штраф в размере 5000 рублей в рамках статьи 129.1 НК РФ за непредставление пояснений по ранее выставленному требованию. Ответ на требование представлен вовремя, по телекоммуникационным каналам связи через оператора, как неформализованное письмо, есть извещения о получении письма налоговым органом. В пункте 3 статьи 88 НК РФ, на который дается ссылка в статье 129.1 НК РФ, четко прописано, что непредставленными считаются пояснения, представленные на бумажном носителе. Нами же сведения представлены в электронном виде.
Можно ли считать действия налогового органа неправомерными?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация обязана была представить пояснения по формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Правомерность привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, можно поставить под сомнение.
Организация имеет право обжаловать решение налогового органа о привлечении ее к ответственности.

Обоснование позиции:
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Представляются пояснения в произвольной форме и способом, обеспечивающим подтверждение передачи их налоговому органу (в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием электронной подписи), поскольку в интересах налогоплательщика, чтобы они были приобщены к материалам проверки.
Исключение предусмотрено для пояснений в отношении декларации по НДС.
С 1 января 2017 года налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ (далее - Закон N 130-ФЗ)).
До 2017 года пояснения могли быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по ТКС через оператора электронного документооборота. Рекомендуемая ФНС России форма пояснений была приведена ранее в приложении 2.11 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок, направленным письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ (далее - Рекомендации).
Формат представления пояснений к декларации по НДС утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@, вступившим в силу 24 января 2017.
Из прямого прочтения абзаца 4 п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что у налогоплательщиков, обязанных представлять декларации по НДС в электронной форме, права на выбор формата представления пояснений с 24.01.2017 не имеется.
Соответственно, с этой даты пояснения в ответ на требование о представлении пояснений направляются налогоплательщиками, обязанными представлять декларации по НДС в электронной форме, только по ТКС через оператора электронного документооборота в соответствии с утвержденным форматом, с применением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ (последний абзац п. 2.7 Рекомендаций).
Как мы поняли из вопроса, организация на основании п. 5 ст. 174 НК РФ обязана представлять декларацию по НДС в электронной форме. Поэтому в ответ на требование налогового органа о предоставлении пояснений по декларации по НДС за I квартал 2017 года организация обязана была представить пояснения по установленному формату.
С 1 января 2017 года за непредставление либо несвоевременное представление лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ, п. 13 ст. 1, ч. 3 ст. 2 Закона N 130-ФЗ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
В то же время, как вы справедливо отметили, непредставленными пояснениями согласно абзацу 4 п. 3 ст. 88 НК РФ признаются пояснения, представленные на бумажном носителе.
При этом нормы НК РФ не раскрывают, что следует понимать под представлением пояснений на бумажном носителе. Представляется, что под бумажным носителем понимается лист бумаги, на котором написаны или напечатаны пояснения. Передаются такие бумажные носители в налоговый орган либо лично, либо по почте заказным письмом.
В рассматриваемой ситуации пояснения представлены в электронной форме по ТКС в виде неформализованного письма.
По сути, в данном случае порядок передачи пояснений соблюден, но нарушен установленный формат их представления. При этом налоговый орган расценил такое представление пояснений как их непредставление.
Заметим, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Из п. 1 ст. 108 НК РФ следует, что основания и порядок привлечения к налоговой ответственности определяются исключительно НК РФ. Никакие иные нормативные правовые акты не могут регулировать эти вопросы.
Основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является совершение им деяния, содержащего признаки состава налогового правонарушения (ст. 106, п. 1 ст. 107, п. 3 ст. 108 НК РФ). Отсутствие любого из элементов состава налогового правонарушения исключает налоговую ответственность (ст. 109 НК РФ).
Из прямого прочтения п. 1 ст. 129.1 НК РФ следует, что правонарушением является непредставление и несвоевременное представление пояснений, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ. К непредставлению пояснений приравнивается представление пояснений на бумажном носителе (абзац 4 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Нарушение формата представления пояснений напрямую не указано в качестве правонарушения в п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
В связи с этим, а также с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ, по нашему мнению, правомерность привлечения организации к ответственности за непредставление пояснений можно поставить под сомнение.
Отметим, что арбитражная практика по схожим вопросам на данный момент по понятным причинам еще не сформировалась.
В то же время приведем позицию судов, рассматривавших правомерность привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых декларации, когда формат и порядок представления деклараций был нарушен.
Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 02.12.2016 N Ф08-9002/16 по делу N А15-1354/2016 суд указал, что п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за определенный состав правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного в ст. 119 НК РФ.
При этом в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 N 09АП-30292/16 (постановлением АС Московского округа от 28.11.2016 N Ф05-18284/16 оставлено без изменения) суд признал правомерным привлечение контролирующего лица к ответственности по ст. 129.6 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год, так как этим лицом не были соблюдены порядок и формат представления уведомлений. Суд, в частности указал, что ст.ст. 119, 129.6 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока представления декларации (уведомления), а не за нарушение формы или формата их представления, однако, начиная с 01.01.2015, в связи с изменением налогового законодательства, в частности ст.ст. 23, 31, 80 и 174 НК РФ, которым расширены права и возможности налогоплательщиков на получение и представление документов и отчетности в электронном виде, при установлении специальной нормой обязанности по представлению отчетности или сведений (уведомления) только в электронной форме по ТКС, представление на бумажном носителе не будет считаться надлежащим представлением и соответственно повлечет ответственность по данным статьям как за не представление. При этом отметим, что в рассматриваемом судом случае контролируемым лицом уведомление было направлено именно на бумажном носителе по почте.
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 N 18АП-5556/17 суд признал правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ при несоблюдении им формата представления декларации по НДС. В установленный НК РФ срок для представления декларации по НДС налогоплательщиком по ТКС был направлен документ в формате запроса с приложением декларации. Налоговый орган согласно своему административному регламенту принял этот документ как запрос. А декларацию по НДС посчитал непредставленной. Декларация в установленном формате была сформирована уже с нарушением срока представления.
Как видим, по вопросу о правомерности привлечения налогоплательщиков к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, при представлении ими налоговых декларации с нарушением установленного формата суды единой позиции не выработали.
Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что действия налогового органа по привлечению организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, при представлении пояснений не по установленному формату, будут оценены судом как неправомерные.
Если с учетом вышеизложенного организация считает, что в рассматриваемой ситуации ее права нарушены, то организация имеет право обжаловать в порядке, установленном главой 19 НК РФ, решение налогового органа о привлечении ее к ответственности (ст. 137 НК РФ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
- Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

7 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики