Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.09.2017
ВОПРОС:
Хлебозавод планирует заключить договор поставки производимой им продукции с торговой сетью. Торговая сеть предлагает оформить сотрудничество через агента. Соответствует ли такой порядок взаимодействия требованиям законодательства о торговой деятельности, в частности Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательно запрещено заключение между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров договоров (в том числе и агентских), согласно которым товар передается для реализации третьим лицам без перехода к ним права собственности на товар.
Данное правило не распространяется на случаи заключения таких договоров:
- внутри одной группы лиц;
- между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.
Кроме того, указанный запрет не действует в отношении поставщиков продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб.

Обоснование позиции:
Статьей 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - торговые сети), и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции"*(1), и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.
Как видим, буквально положениями п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ установлен запрет на использование посреднических сделок (в том числе агентского договора) при осуществлении торговой деятельности по продаже продовольственных товаров с участием торговых сетей и поставщиков, осуществляющих поставки продовольственных товаров в торговые сети*(2).
Таким образом, если предметом договора, заключенного между торговыми сетями и хлебозаводом, является передача агенту продукции для реализации без перехода к нему права собственности на нее и заключение такого договора не подпадает под исключения, установленные п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ, заключение такого договора неправомерно. Сказанное подтверждает правоприменительная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2015 N Ф09-9737/14 по делу N А71-6520/2014, постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2011 N Ф03-3842/11 по делу N А04-5556/2010, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 N 01АП-3277/17, решение УФАС по Калининградской области (опубликовано 10 ноября 2010 г)*(3).
Особо отметим, что положения ст. 13 Закона N 381-ФЗ не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей (ч. 4.1 ст. 1 Закона N 381-ФЗ). Соответственно, в отношении указанных субъектов не действует и запрет, установленный п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

7 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

--------------------------------------------------------
*(1) Критерии, по которым юридические лица могут образовывать группу лиц, названы в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". (Смотрите также: Энциклопедия решений. Группа лиц; Энциклопедия решений. Перечень лиц, входящих в одну группу).
*(2) Отметим, что до внесения изменений в Закон N 381-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ указанный запрет звучал иначе: указанным в ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ субъектам запрещалось осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
*(3) Несмотря на то что ряд указанных решений принят до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ, полагаем, аналогичной позиции будут придерживаться суды и при рассмотрении споров о нарушении запрета, установленного п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 381-ФЗ. 

Все консультации данной рубрики