Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.09.2017
ВОПРОС:
Орган внешнего муниципального финансового контроля (контрольно-счетный орган муниципального образования) в отношении проверяемой администрации сельского поселения выявил нецелевое использование денежных средств в пределах одного уровня бюджета. Администрация сельского поселения в 2016 году оплатила электроэнергию по счетчику, установленному в здании администрации, то есть за электроэнергию, используемую администрацией для собственных нужд и подлежащую оплате по разделу 01 04, с раздела 05 03 "Благоустройство, уличное освещение".
Производство по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, было завершено судом за малозначительностью. В адрес администрации также было внесено представление с требованием об устранении бюджетного правонарушения, а именно уменьшении бюджетных ассигнований по одному разделу и увеличении по другому разделу уже в 2017 году. Представление в установленные сроки не исполнено.
Существуют ли нормативные акты, предусматривающие возможность составления такого представления? Должно ли сельское поселение исполнить представление?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования к содержанию представления контрольно-счетного органа, включая конкретный перечень требований по устранению выявленных нарушений и недостатков, подлежащих включению в такое представление, действующим законодательством РФ не установлены.
Направление представления не освобождает должностных лиц от административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, равно как и привлечение должностных лиц объекта контроля к административной ответственности не освобождает объект контроля от обязанности рассмотрения представления органа внешнего муниципального финансового контроля. Признание административного правонарушения малозначительным не исключает вины должностного лица, допустившего правонарушение.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Обоснование вывода:
Согласно положениям ст. 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля относятся:
- направление в адрес объектов контроля представления и (или) предписания;
- направление финансовым органам, уполномоченным принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществление производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе направлять объектам контроля и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. При этом требования к содержанию представления контрольно-счетного органа, включая конкретный перечень требований по устранению выявленных нарушений и недостатков, подлежащих включению в такое представление, действующим законодательством РФ не установлены.
В свою очередь, объекты контроля в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (ч. 3 ст. 16 Закона N 6-ФЗ).
Нецелевое использование бюджетных средств одновременно является:
- бюджетным правонарушением (ст. 306.4 БК РФ);
- административным правонарушением (ст. 15.14 КоАП РФ).
Кроме того, в случае причинения ущерба публично-правовому образованию контрольно-счетный орган вправе потребовать от объекта контроля возмещения такого ущерба.
Соответственно, при выявлении факта нецелевого использования бюджетных средств в адрес объекта контроля, являющегося участником бюджетного процесса, может быть направлено представление, содержащее требование о принятии мер к устранению бюджетного нарушения и (или) возмещению ущерба, причиненного публично-правовому образованию в результате такого бюджетного правонарушения, а также возбудить дело об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностных лиц объекта контроля.
В настоящее время БК РФ не содержит определения понятия "ущерб, нанесенный публично-правовому образованию". Вместе с тем Минфином России в рамках масштабной работы по корректировке бюджетного законодательства РФ подготовлен Проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в статью 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно п. 7 ст. 1 которого на наличие ущерба указывают дополнительно осуществленные расходы бюджета, которые осуществлены или необходимо осуществить в результате допущенного объектом контроля нарушения условий документа, являющегося правовым основанием возникновения и осуществления расходов бюджета, предоставления средств из бюджета, размещения средств бюджета, государственного (муниципального) контракта, контракта (договора, соглашения), заключенного в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и государственных (муниципальных) контрактов.
Применительно к рассматриваемой ситуации некорректно говорить о причинении ущерба публично-правовому образованию, однако речь может идти о восстановлении нарушенного права. Так, например, осуществление расходов на содержание органа местного самоуправления (раздел, подраздел 0104) за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на иные цели (раздел, подраздел 0503), может привести:
- к образованию экономии по разделу, подразделу 0104, которая могла быть использована (перераспределена) в прошлом финансовом году на цели, не предусмотренные при составлении проекта бюджета;
- к образованию потребности в дополнительных бюджетных ассигнованиях, в том числе в текущем финансовом году, на цели, для достижения которых изначально предусматривались соответствующие бюджетные ассигнования в прошлые отчетные периоды по разделу, подразделу 0503.
По нашему мнению, в подобной ситуации отказ от восстановления использованных в прошлом году не по целевому назначению бюджетных ассигнований содержит признаки несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
При этом восстановление нарушенного права не освобождает должностных лиц от административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 28.04.2016 N 02-10-06/24775), как и привлечение должностных лиц к административной ответственности не освобождает объект контроля от обязанности рассмотрения представления органа внешнего муниципального финансового контроля. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. При этом привлечение должностных лиц объекта контроля к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ также не освобождает объект контроля от исполнения законного представления органа внешнего муниципального финансового контроля.
В случае, если объект контроля не согласен с требованиями, содержащимися в представлении, он вправе обратиться с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. При этом действие представления может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству объекта контроля (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

К сведению:
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (смотрите, например, решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2016 N 21-362/2016). Таким образом, признание административного правонарушения малозначительным не исключает вины должностного лица, допустившего правонарушение.
При этом в подавляющем большинстве случаев суды не принимают в качестве аргумента для применения ст. 2.9 КоАП РФ устранение нарушения, являющегося основанием для привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Так, в решении Кировского областного суда от 01.09.2016 N 77-665/2016 отмечается, что устранение нарушений, являющихся основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, не свидетельствует о малозначительности правонарушения, а напротив, свидетельствует о том, что у должностного лица имелась реальная возможность надлежащего исполнения требований закона, однако оно продемонстрировало пренебрежительное отношение к исполнению предусмотренных законом обязанностей. При таких обстоятельствах совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Административные правонарушения в бюджетной сфере: процедурные вопросы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

7 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики