Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
03.10.2017
- При покупке и доставке комплектующих для приобретаемого оборудования организации был предъявлен счет-фактура от транспортной организации на "услуги по организации подачи машины (компенсация простоя на адресе получателя)". Размер платы установлен, в том числе НДС. Суммы оплаты за простой будут отнесены на расходы организации (взыскание данной суммы с виновного лица не осуществляется). Каков порядок отражения данных расходов в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку оказание транспортной организацией рассматриваемых услуг непосредственным образом связано с доставкой комплектующих для приобретаемого оборудования (объекта основных средств), то дополнительные расходы в связи подачей машины (с ее простоем) следует включать в первоначальную стоимость приобретаемого оборудования на основании п. 8 ПБУ 6/01 и второго абзаца п. 1 ст. 257 НК РФ с отражением на балансовом счете 08.
Обоснование позиции:
В бухгалтерском учете стоимость приобретенного оборудования при его соответствии критериям, установленным п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01), погашается посредством начисления амортизации (п. 17, п. 18, п. 20, п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете стоимость приобретаемого амортизируемого имущества также относится на расходы через механизм начисления амортизации (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, ст.ст. 258, 259 НК РФ).
Расходы для возможности их учета в целях налогообложения прибыли должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ: быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Из п. 8 ПБУ 6/01 следует, что первоначальной стоимостью основных средств (далее - ОС), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются, в том числе, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС (смотрите также письмо Минфина России от 14.07.2015 N 07-01-10/40471). Аналогичным образом формируется первоначальная стоимость амортизируемого имущества и в налоговом учете (абзац второй п. 1 ст. 257 НК РФ).
Следовательно, затраты на покупку комплектующих к приобретаемому оборудованию (объекту ОС), в том числе на их доставку, формируют первоначальную стоимость объекта ОС в бухгалтерском и налоговом учете.
В то же время в состав прочих расходов включаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)). Данные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией (п. 14.2 ПБУ 10/99), на дату их признания (п.п. 16 и 18 ПБУ 10/99) с отражением на счете 91, субсчет "Прочие расходы" (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению плана счетов)).
В целях налогообложения прибыли расходы в виде штрафных санкций, в том числе в виде оплаты простоя транспортных средств, относятся ко внереализационным расходам (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 03.04.2012 N 03-03-06/1/174, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 N 15АП-7865/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2010 N А25-208/2010). Эти затраты учитываются при налогообложении прибыли на дату признания их должником (лицом, нарушившим условия договора) либо на день вступления в законную силу решения суда.
УФНС по г. Москве в письме от 22.02.2007 N 20-12/016767 сообщает, что если условиями заключенных контрактов предусмотрено, что организация - покупатель товаров, транспортируемых морским судном, несет расходы по демереджу (простой судна с грузом в порту сверх оговоренного договором времени), то такие затраты она учитывает в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям признания расходов, определенных п. 1 ст. 252 НК РФ, с учетом положений ст.ст. 272, 273 НК РФ (смотрите также постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2007 N А56-36541/2006).
В рассматриваемой ситуации в рамках договора транспортной экспедиции, помимо оплаты услуг по доставке груза, Ваша организация (получатель груза) несет также расходы по оплате (компенсации) простоя транспортного средства по адресу получателя груза.
Отметим, что гражданское законодательство не содержит прямого указания о правовой природе таких расходов. Полагаем, что в зависимости от условий договора транспортной экспедиции такой платеж может быть квалифицирован в качестве штрафной санкции за нарушение договорных условий либо как плата за дополнительную услугу, связанную с организацией доставки груза.
Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ).
В статье 35 Устава автомобильного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Устав автомобильного транспорта), предусмотрено, что при задержке (простое) транспорта, поданного под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза. То есть плата за простой является штрафной санкцией (мерой ответственности за нарушение условий договора - ст. 330 ГК РФ).
Следовательно, если по вине заказчика произошла задержка транспортного средства (простой транспортного средства на адресе получателя груза сверх установленного договором времени) и необходимость оплаты простоя транспорта предусмотрена в договоре в качестве ответственности заказчика за нарушение своих обязательств (оплата простоя определена частью договора, регулирующего ответственность его сторон), то такой простой, на наш взгляд, квалифицируется как штрафная санкция, взимаемая в размере, установленном договором, или статьей 35 Устава автомобильного транспорта.
Вместе с тем считаем, что оплата за простой транспорта в течение предусмотренного договором времени может быть установлена договором и в качестве дополнительной платы (отдельного тарифа) за услуги по организации перевозки груза (абзац третий п. 1 ст. 801 ГК РФ).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации содержание формулировки в счете-фактуре "услуги по организации подачи машины (компенсация простоя на адресе получателя)" предполагает, что компенсация простоя в данном случае предусмотрена договором в качестве дополнительной услуги по организации подачи машины для транспортировки груза (а не штрафной санкции), о чем, на наш взгляд, также свидетельствует и тот факт, что согласно вопросу данная сумма включает в себя НДС. Поскольку оказание данных услуг непосредственным образом связано с доставкой комплектующих для приобретаемого оборудования, то дополнительные расходы в связи подачей машины (с ее простоем) следует включать в первоначальную стоимость приобретаемого оборудования на основании п. 8 ПБУ 6/01 и второго абзаца п. 1 ст. 257 НК РФ с отражением на балансовом счете 08 (Инструкция по применению Плана счетов).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
12 сентября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним