Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
19.10.2017
- Организация осуществляет обработку персональных данных. В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ уведомление в Роскомнадзор об осуществлении обработки персональных данных было подано. В настоящее время с момента подачи уведомления прошло более пяти лет, организация два раза меняла свое название, при этом не изменяя вид деятельности и другие существенные условия.
Нужно ли сейчас уведомить Роскомнадзор об изменениях наименования (последнее переименование было два года назад)?
Может ли нарушение 10-дневного срока подачи уведомления являться основанием для привлечения организации к административной ответственности?
Необходимо ли уведомлять Роскомнадзор в связи с переименованием организации?
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (далее - территориальный орган Роскомнадзора) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных*(1), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 22 Закона N 152-ФЗ. Форма уведомления представлена в Приложении N 1 к приказу Роскомнадзора от 30.05.2017 N 94 "Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения" (далее - Методические рекомендации).
Из п. 1 ч. 3 ст. 22 Закона N 152-ФЗ следует, что уведомление в числе прочего должно содержать наименование, адрес оператора. В случае изменения ранее представленных сведений оператор в течение десяти рабочих дней с момента возникновения таких изменений направляет в территориальный орган Роскомнадзора Информационное письмо, форма которого приведена в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям*(2).
Непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, и влечет наказание в виде предупреждения или административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Состав данного правонарушения относится к числу формальных, то есть наступление общественно опасных последствий не требуется, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения противозаконных действий или бездействия.
Дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Истечение давностного срока является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 5) разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Однако надлежит учитывать, что административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся, а потому сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума N 5).
На этом основании полагаем, что получение территориальным органом Роскомнадзора (его должностным лицом) уведомления об изменении наименования оператора, направленное с нарушением установленных законом сроков, равно как и неполучение этого уведомления, выявленное впоследствии чиновниками Роскомнадзора, можно считать моментом обнаружения административного правонарушения, состав которого описан в ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите, к примеру, решение Находкинского городского суда Приморского края от 11.05.2012 по делу N 12-191-12). То обстоятельство, что оператор добровольно без вмешательства уполномоченного органа исполнит предписанную законом обязанность за пределами десятидневного срока и, таким образом, сделает очевидным факт нарушения им Закона N 152-ФЗ, не исключает возможность привлечения его к административной ответственности, поскольку противоправное бездействие оператора формально имело место.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
26 сентября 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Электронная форма уведомления размещена на интернет-портале Роскомнадзора: https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/.
*(2) Электронная форма Информационного письма размещена на интернет-портале Роскомнадзора: http://rkn.gov.ru/personal-data/forms/p333/.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним