Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.10.2017
ВОПРОС:
В отношении муниципального учреждения регистрирующим органом было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Учреждение имеет задолженность по налогам и перед контрагентами, в ЕГРЮЛ в отношении учреждения отсутствуют "недостоверные" сведения, о предстоящем исключении учреждения из ЕГРЮЛ регистрирующий орган учредителя не уведомил.
Каковы правовые последствия (последствия, предусмотренные пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") для учредителя юридического лица после внесения налоговым органом записи в реестр о недействующем юридическом лице? Какова процедура исключения из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ст. 21.1 указанного закона?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия такого решения. Уведомлять о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ непосредственно учредителей этого юридического лица либо иных лиц регистрирующий орган не обязан. Исключение из ЕГРЮЛ указанного в вопросе учреждения само по себе не может повлиять на права его учредителя (муниципального образования), касающиеся учреждения юридических лиц и назначения их руководителей.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, предоставлено право принимать решения об исключении из ЕГРЮЛ юридических лиц в установленных законом случаях. Порядок такого исключения предусмотрен ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Регистрирующий орган вправе принять решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в частности, при наличии одновременно следующих признаков недействующего юридического лица (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 21.1 Закона о госрегистрации):
- юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
- юридическое лицо в течение указанного срока не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения (п. 3 ст. 21.1 Закона о госрегистрации, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ и п. 2.5 раздела I и раздел II приложения N 2 к указанному приказу):
- о порядке и сроках направления заявлений исключаемым юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением этого юридического лица из ЕГРЮЛ;
- об адресе, по которому могут быть направлены заявления указанных лиц.
Обязанность уведомлять в индивидуальном порядке кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ в какой-либо форме (в том числе учредителей соответствующего юридического лица), нормативными актами на регистрирующий орган не возлагается.
Вышеупомянутые заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).
В случае направления заявлений решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).
Если в вышеуказанный срок заявлений от юридического лица или иных заинтересованных лиц не поступят, регистрирующий орган вносит запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (пп. "и.2" п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения сведений в ЕГРЮЛ о его прекращении путем исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего орган (п. 9 ст. 63 ГК РФ, пп. "и" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации).
Согласно п. 5 ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Исчерпывающий перечень оснований для отказа предусмотрен п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. Как видно из содержания упомянутого в вопросе пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, этот подпункт устанавливает, что представление в регистрирующий орган сведений об учредителе юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации применительно к случаям, когда соответствующие сведения представлены в отношении участников ООО (смотрите абзацы второй и пятый указанного подпункта, а также постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2017 N 12АП-6626/17). К рассматриваемой ситуации пп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации отношения не имеет. Каких-либо иных положений, устанавливающих последствия для учредителей учреждений, исключенных из ЕГРЮЛ как недействующих юридических лиц, нормативные акты не предусматривают. Поэтому исключение из ЕГРЮЛ указанного в вопросе учреждения само по себе не может повлиять на права его учредителя (муниципального образования), касающиеся учреждения юридических лиц и назначения их руководителей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

6 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики