Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.10.2017
ВОПРОС:
Бюджетному образовательному учреждению предоставляются гранты в форме субсидий. Согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 26.12.2016 N 1489, Соглашение заключено между Минобрнауки России и образовательным учреждением субъекта РФ.
С целью возможности поступления этих средств учреждение планирует открыть в органе казначейства 41 лицевой счет.
Необходимо ли учреждению открыть 41 лицевой счет для получения гранта? Нужно ли отражать поступления на 41 лицевом счете в отчетности бюджетного учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступления грантов в форме субсидий подлежат отражению на лицевых счетах 20 или 21, открытых бюджетному учреждению в установленном порядке. Отражение грантов в бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения должно осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Обоснование вывода:
В п. 4 ст. 78.1 БК РФ указано, что законом о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление государственным бюджетным учреждениям в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ грантов в форме субсидий. Гранты в форме субсидий предоставляются бюджетным учреждениям наряду с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также субсидиями на иные цели.
Предоставление образовательным учреждениям грантов является одним из источников финансирования для развития науки и повышения качества образования. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. Для рассматриваемой ситуации таким документом являются Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий образовательным организациям..., утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1489 (далее - Правила N 1489). Вместе с этим, разъяснения по вопросам предоставления грантов в форме субсидий бюджетным учреждениям содержатся в письме Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.
До изменений, внесенных постановлением Правительства от 04.05.1017 N 521, в п. 5 Правил N 1489 указывалось на то, что перечисление грантов осуществлялось на лицевые счета для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальных органах Федерального казначейства, т.е. на 41 лицевой счет. Однако, принимая во внимание, что в соответствии с нормами законодательства РФ бюджетным и автономным учреждениям могут быть открыты счета как в Федеральном казначействе, в финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), так и в кредитных организациях (для автономных учреждений), новая редакция Правил N 1489 указывает на необходимость перечисления в установленном порядке грантов на счета, на которых согласно законодательству РФ учитываются операции со средствами бюджетных и автономных учреждений (п. 5 Правил N 1489).
В соответствии с п. 3 Правил N 1489, грант предоставляется на основании соглашения, заключенного Минобрнауки России и образовательной организацией по форме, утвержденной Министерством (далее - Соглашение).
По общему правилу поступление и расходование средств грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность" (смотрите письмо Минфина России от 22.12.2016 N 02-07-10/77351). Соответственно, операции со средствами грантов учитываются на "основном" лицевом счете бюджетного учреждения. Вместе с этим существуют и исключения из данного правила. Так, условиями предоставления гранта в форме субсидии может быть установлено требование об осуществлении контроля за использованием гранта учредителем. В этом случае грант предоставляется бюджетному учреждению его учредителем в форме целевой субсидии (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843). При таких обстоятельствах операции со средствами гранта учитываются в общеустановленном порядке как операции со средствами целевых субсидий по коду вида деятельности 5 "Субсидии на иные цели".
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления грантов в форме субсидий подлежат отражению по статье 180 "Прочие доходы" КОСГУ. Сумма предоставленного бюджетному учреждению гранта учитывается в качестве прочего дохода. Начисление такой суммы может отражаться по дебету счета 2(5) 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 2(5) 401 10 180 "Прочие доходы", а поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения - по дебету счета 2(5) 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета" и кредиту счета 2(5) 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам" (п.п. 72, 92, 150 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Также обратим внимание на то, что в соответствии с Соглашениями о выделении грантов, заключаемыми грантодателями с грантополучателями - физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением могут зачисляться на 20 лицевой счет учреждения. Однако указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении (КФО 3) в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются (смотрите, в частности, письма Минфина России от 25.01.2016 N 02-07-10/2899, от 16.10.2015 N 02-07-10/59926, от 23.07.2015 N 02-07-10/42612). При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.
Таким образом, поступления грантов в форме субсидий подлежат отражению на лицевых счетах 20 или 21, открытых бюджетному учреждению в установленном порядке.
Форма отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, должна закрепляться положениями Соглашения. Сроки и порядок представления образовательной организацией отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, установлены Минобрнауки России по согласованию с Минфином России (пп. "з", "и" п. 3 Правил N 1489).
При составлении бухгалтерской отчетности в 2017 году бюджетным учреждениям следует руководствоваться Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), письмом Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 N 02-07-07/5669, N 07-04-05/02-120, письмом Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 N 02-07-07/21798, N 07-04-05/02-308.
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что отражение грантов в бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения должно осуществляется в соответствии с действующим законодательством в стандартном порядке с учетом определенного кода финансового обеспечения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
 

Все консультации данной рубрики