Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.10.2017
ВОПРОС:
Пунктом 5.6 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Возможно ли опубликование извещения о торгах за месяц до истечения срока договора, чтобы к истечению срока договора был известен новый победитель? Обязано ли лицо демонтировать рекламу до подведения итогов нового конкурса?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Опубликование извещения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до истечения срока действия ранее заключенного договора не противоречит законодательству.
Наличие на земельном участке недемонтированной рекламной конструкции по истечении срока действия договора, на основании которого эта конструкция была установлена, не препятствует проведению торгов на право заключения нового договора.

Обоснование вывода:
Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, проводятся в соответствии со ст. 447-449 ГК РФ (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12, постановление АС Московского округа от 31.07.2017 N Ф05-10436/17).
Из пунктов 2, 4 и 6 ст. 448 ГК РФ можно сделать вывод, что опубликование извещения о проведении торгов является самостоятельным этапом процедуры торгов, отличным от собственно проведения торгов (этапа определения победителя). В связи с этим опубликование извещения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до истечения срока действия ранее заключенного договора само по себе не является нарушением ч. 5.6 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при условии, что торги назначены на более позднюю дату, чем последний день срока действия такого договора (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26.05.2017 N 437).
Следует отметить, что в правоприменительной практике встречается точка зрения, которая заключается, по-видимому, в том, что до истечения срока действия ранее заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не допускается не только проведение, но и объявление торгов на право заключения нового договора (то есть опубликование извещения об их проведении) (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-10057/17).
На наш взгляд, такая позиция не соответствует буквальному значению ч. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе, а также положениям ст. 448 ГК РФ.
Наличие на земельном участке недемонтированной рекламной конструкции по истечении срока действия договора, на основании которого эта конструкция была установлена, не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность проведения торгов на право заключения нового договора. Достаточным основанием для проведения таких торгов является сам факт истечения срока действия ранее заключенного договора (смотрите, например, п. 3 решения Федеральной антимонопольной службы от 27.07.2017 N 04/52757/17, п. 5 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18.07.2017 N 78/21281/17).
В приведенном выше постановлении АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-10057/17 нарушением было признано в том числе проведение торгов при наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что рекламные конструкции, размещенные по ранее заключенному договору, не будут демонтированы на предполагаемую дату заключения нового договора с победителем торгов. Однако, по нашему мнению, закон не дает оснований для подобного вывода.
Проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заключение по их итогам договора с победителем не названо в законе в качестве самостоятельного основания для демонтажа ранее установленной рекламной конструкции ее владельцем. В соответствии с ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе владелец такой конструкции обязан демонтировать ее в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления соответствующего предписания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

4 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики