Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
30.10.2017
- Должна ли платить за негативное воздействие на окружающую среду организация, которая занимается управлением многоквартирным домом (офис арендуется, мусор вывозит арендодатель)?
С 1 января 2016 г. в соответствии со ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории).
Таким образом, платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов").
При этом плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плательщиками же платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены также ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Оператором по обращению с ТКО признаются индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абз. 26 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
В силу ст. 1 Закона N 89-ФЗ под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Отметим, что в настоящее время вместо понятия "твердые бытовые отходы" (ТБО) в законодательстве используется термин "твердые коммунальные отходы". По сути дела, эти понятия идентичны (п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, абз. 21 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Исходя из разъяснений, представленных в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591, до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с ТКО, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО взимается юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих осуществляющие лицензируемую деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
13 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним