Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

03.11.2017
ВОПРОС:
Организация занимается реализацией автомашин (автосалон). Один из способов продажи - это Яндекс.Деньги, то есть покупатель через Яндекс.Деньги перечисляет на расчетный счет организации предоплату, не выходя из дома, в любое время суток, и организация видит данную предоплату в выписке банка. Покупатель, когда считает нужным, приезжает в автосалон для заключения договора на покупку автомашины.
Организация получает предоплату в размере около 10 тыс. руб.
Покупатель указывает на интернет-странице Яндекс.Деньги реквизиты своей банковской карты с целью использования денежных средств со своего банковского счета для осуществления платежа. О поступлении средств на расчетный счет организации-продавца свидетельствует выписка системы Банк-Клиент.
Должна ли организация в данной ситуации применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ)?
Если должна, то как обеспечить возможность для формирования чека ККТ вовремя за пределами рабочего дня?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли следующему выводу:
При осуществлении предварительной оплаты в рассматриваемой ситуации посредством сервиса Яндекс.Деньги организация осуществляет расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет, поэтому у нее возникает обязанность по применению ККТ.
Вопрос определения даты, с которой применение ККТ в подобном случае является обязательным, неоднозначен. Мы полагаем, что такая обязанность возникает с 01.07.2018. С тем, чтобы подтвердить дату начала применения ККТ в такой ситуации, следует обратиться с запросом в Минфин России или налоговые органы.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов на территории РФ в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (ККТ), за исключением отдельных случаев, перечисленных в ст. 2 этого закона.
В соответствии со ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ под ККТ понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством РФ о применении ККТ. При этом для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях должна использоваться специальная ККТ (автоматизированная система для БСО).
Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Организации, применяющие ККТ при осуществлении расчетов, именуются пользователями.
Закон N 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа.
Для определения этого понятия следует руководствоваться п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-01-15/57970, от 01.03.2017 N 03-01-15/11635, от 01.03.2017 N 03-01-15/11627, от 10.02.2017 N 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@).
При этом согласно пп. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ электронные денежные средства представляют собой денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
Яндекс.Деньги могут быть отнесены к электронным денежным средствам, переводимым с использованием электронных средств платежа (смотрите п.п. 1.1, 1.2, 1.3 Памятки "Об электронных денежных средствах" (приложение к информационному письму Банка России от 11.03.2016 N ИН-017-45/12), данная памятка размещена и на сайте системы Яндекс.Деньги (money.yandex.ru/page?id=527709)).
Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем не печатается (п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора (часть 1 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с п.п. 3 ст. 3 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств является оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств). Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (часть 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств (часть 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов (далее также - распоряжение клиента) (часть 1 ст. 5 Закона N 161-ФЗ). Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (часть 2 ст. 5 Закона N 161-ФЗ).
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ (часть 10 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
При этом ООО НКО "Яндекс.Деньги" является небанковской кредитной организацией (не является банковским платежным агентом). ООО НКО "Яндекс.Деньги" включена в перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России в установленном порядке о начале осуществления деятельности по переводу электронных денежных средств (п.п. 1.4, 1.5 Памятки "Об электронных денежных средствах", cbr.ru/PSystem/?PrtId=oper_zip).
Правила работы сервиса "Яндекс.Деньги" (далее - Правила) доступны по адресу в сети Интернет: https://money.yandex.ru/doc.xml?id=527067.
Сервис "Яндекс.Деньги" - комплекс правоотношений, возникающих между Оператором (общество с ограниченной ответственностью небанковская кредитная организация "Яндекс.Деньги") и Клиентами, а также Оператором и Контрагентами и связанных с оказанием Оператором Клиентам услуг по переводу денежных средств по распоряжениям физических лиц и Контрагентам - сопутствующих им информационно-технологических услуг (п. 1.2 Правил).
Перевод - действия кредитных организаций по предоставлению Получателю денежных средств Плательщика в рамках применяемых форм безналичных расчетов, а также сама сумма денежных средств, перечисляемых от Плательщика Получателю. Распоряжение о Переводе - распоряжение Плательщика в электронном виде, на основании которого осуществляется Перевод (п. 1.2 Правил).
Оператор обеспечивает Клиентам возможность предоставления денежных средств в пользу Оператора без использования банковского счета, с использованием банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых Отправителем в пользу Клиента.
Таким образом, при использовании системы Яндекс.Деньги клиенты операторов по переводу денежных средств могут составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, то есть использовать электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ.
Отметим, что п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ позволяет не применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления*(1) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем при приеме организацией от физического лица (покупателя/клиента) денежных средств с использованием электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги применение ККТ обязательно (письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1848@).
Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I), при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
При внесении оплаты продавцу - автосалону посредством сервиса Яндекс.Деньги применяются подключенные к сети Интернет устройства, которые обеспечивают возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с организацией-продавцом, при осуществлении расчета. В данном случае денежные средства хоть и поступают на расчетный счет организации-продавца через сервис Яндекс.Деньги, но в понимании Закона N 54-ФЗ в таком случае совершается расчет с использованием электронных средств платежа в сети Интернет (посредством системы Яндекс.Деньги обеспечивается дистанционное взаимодействие между покупателем и продавцом при осуществлении расчета).
В письме ФНС России от 31.08.2017 N АС-4-20/17357@ со ссылкой на п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ говорится, что пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Таким образом, перечисленные обстоятельства влекут за собой необходимость применения ККТ организацией-продавцом.
С учетом того, что согласно абзацу третьему п. 3 ст. 16.1 Закона N 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией, Минфин России и ФНС России исходят из того, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, письма ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/1850@).
Минфин России отмечает, что при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса, но по вопросам технической реализации указанных расчетов рекомендует обращаться в ФНС России (письмо Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11618).
Полагаем, что отдельные технические моменты реализации указанных расчетов организация также может уточнить у системы Яндекс.Деньги (с рекомендациями и разъяснениями по применению онлайн-касс при использовании системы Яндекс.Касса можно ознакомиться в Блоге Яндекс.Кассы по адресу: https://kassa.yandex.ru/blog/).
Согласно требованиям ст. 3 Закона N 54-ФЗ в реестре кассовой техники обязательно указывается информация о том, что касса пригодна для осуществления расчетов ЭСП в сети Интернет. Для таких расчетов разработаны специальные модели ККТ. При их приобретении и регистрации в налоговом органе нужно делать специальную пометку (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ). Применяются такие ККТ в составе автоматических устройств, в них могут отсутствовать элементы печати фискальных документов (ст. 4 Закона N 54-ФЗ). Реестр ККТ доступен для ознакомления по ссылке https://kkt-online.nalog.ru.
Нам пока что известна одна онлайн-касса, пригодная для использования при осуществлении интернет-расчетов с автоматическим формированием чека покупателю, зарегистрированная в реестре ККТ. Это модель "АТОЛ 42ФС", она внесена в реестр на основании приказа ФНС России от 14.02.2017 N ЕД-7-20/183@.
В отношении получения аванса в письме ФНС России от 11.11.2016 N АС-4-20/21345@ было сообщено, что в случае осуществления расчетов авансом необходимо использовать контрольно-кассовую технику и выдавать кассовый чек с соответствующим признаком способа расчета, а после конечного расчета, совершенного с использованием ранее внесенной оплаты, выдавать кассовый чек с формой расчета зачет аванса (смотрите также Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (Таблица 28), письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-01-15/11622, ФНС России от 12.07.2017 N ЕД-3-20/4723@).
В заключение отметим, поскольку кассовый чек в адрес покупателя онлайн-кассой формируется автоматически и на бумажном носителе пользователем не печатается, у продавца не возникает каких-либо дополнительных обязанностей и неудобств, связанных с передачей чека покупателю. Смотрите также ответ, размещенный ФНС на сайте nalog.ru: Вопрос: Существует большой перечень различных платежных сервисов и систем, и часто возникает вопрос, должна ли при расчетах с их использованием применяться ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2016 г.).
Дата возникновения обязанности по применению ККТ
Вопрос о том, с какой даты следует применять ККТ в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, является спорным.
Дело в том, что согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) (которым введена обязанность применения "онлайн-касс") в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Федерального закона) были вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года. Смотрите также письма Минфина России от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 18.08.2017 N 03-01-15/53076, от 10.08.2017 N 03-01-15/51290, ФНС России от 31.08.2017 N АС-4-20/17357@, от 21.03.2017 N ЕД-3-20/1911 и др.
При этом старая редакция Закона N 54-ФЗ не давала однозначного ответа о применении ККТ в случае, когда покупатель - физическое лицо указывало на интернет-странице реквизиты своей банковской карты с целью использования денежных средств на своем банковском счете для осуществления платежа на расчетный счет организации-продавца. Спорность данного вопроса, а также наличие данной проблемы подтверждает следующий материал: Вопрос: Решит ли новый закон проблему невозможности выдачи чека при расчетах в сети Интернет? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2016 г.).
Разъяснения же контролирующих органов были противоречивыми.
Так, в письме ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721 был сделан такой вывод: "... Закон N 54-ФЗ не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения ККТ или без выдачи БСО в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. То есть, в соответствии с действующим законодательством РФ при осуществлении расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ".
Однако, на наш взгляд, данный подход применительно к норме п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, не является бесспорным. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В случае, когда покупатель с помощью платежной карты оплачивает приобретенные товары (услуги) через сеть Интернет, взаимодействие между продавцом и покупателем осуществляется по электронным каналам связи, какое-либо иное взаимодействие (направление курьера или иного представителя продавца, почтовое отправление) отсутствует. В связи с этим, по нашему мнению, говорить, что организация-продавец при такой схеме оплаты осуществляет расчеты непосредственно с покупателем, некорректно, поскольку фактически покупатель и продавец осуществляют расчеты не между собой, а каждый с кредитной организацией, выпустившей карту (по распоряжению покупателя денежные средства списываются с его счета, а затем зачисляются на счет продавца).
В письмах Минфина России от 28.08.2009 N 03-01-15/9-432, УФНС России по г. Москве от 24.04.2012 N 17-26/037701@ выражалась позиция, противоположная изложенной в письме ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721: если товары, работы, услуги оплачиваются платежной картой через Интернет и организация - получатель платежа не принимает непосредственного участия в расчетах, значит, отсутствуют обстоятельства, перечисленные в ст. 2 Закона N 54-ФЗ, и такая организация - получатель средств, не должна применять ККТ. Подобный вывод содержится и в письмах Минфина России от 09.06.2009 N 03-01-15/6-293, УФНС России по от 14.02.2012 N 20-14/012258@.
Например, в письме УФНС России по г. Москве от 14.02.2012 N 20-14/012258@ говорилось, если денежные расчеты с покупателями в оплату полученных товаров с сайта организации (индивидуального предпринимателя) в сети Интернет осуществляются с использованием платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации (индивидуального предпринимателя) по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией (индивидуальным предпринимателем), то у торговой организации (индивидуального предпринимателя) нет необходимости в применении контрольно-кассовой техники, так как выручка от продажи товаров с официальных сайтов Интернета поступает не в кассу организации (индивидуального предпринимателя), а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств.
Таким образом, неоднозначность обязанности по применению ККТ в подобной ситуации до вступления в силу Закона N 54-ФЗ в действующей редакции, ставит под сомнение право организации не применять ККТ до 01.07.2018.
На наш взгляд, с учетом нормы ч. 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ предпосылки считать, что обязанность по применению ККТ применительно к рассматриваемой ситуации возникает с 01.07.2018, все же имеются. Однако налоговые органы могут иметь иное мнение.
Так, функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Поэтому во избежание налоговых рисков налогоплательщику целесообразно на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу (с какой даты возникает обязанность применения ККТ при такой форме расчетов).
Можно также задать вопрос на форуме ФНС России "Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники": https://forum.nalog.ru/index.php?showforum=134 . На такую возможность указано в Бюллетене Управления оперативного контроля ФНС России, выпуск 2 (сентябрь) (<https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/#t3>).

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Электронные средства платежа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положения Закона N 54-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления. Возможность применения п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ представители ФНС России связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2016 г.)).

 

Все консультации данной рубрики