Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

08.11.2017
ВОПРОС:
Был заключен государственный контракт на проведение лесоустроительных работ.
В контракте выделено три этапа исполнения со сроками сдачи - в конце каждого календарного года и последующей оплатой каждого этапа после составления акта приемки. Каждый этап предполагает выполнение нескольких видов работ, оказание определенных услуг без указания сроков исполнения. Выполнение первого этапа еще не закончилось, однако заказчику очевидно, что некоторые виды работ этого этапа не выполняются и срок выполнения этапа соблюден не будет.
В соответствии с условиями контракта заказчиком может быть взыскан штраф за неисполнение или некачественное исполнение контракта.
В какой момент заказчик может требовать уплаты пени?
Может ли заказчик произвести оплату работ за вычетом штрафа и неустоек?
Может ли заказчик взыскать штраф за каждый невыполненный вид работ при оплате разных этапов работ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик сможет потребовать уплаты пени только при наступлении срока приема-передачи первого этапа исполнения контракт.
Сумма пени может быть удержана из суммы оплаты этапа контракта.
По нашему мнению, штрафы могут быть взысканы, в том числе, за неисполнение отдельных видов работ только в том случае, если их неисполнение влечет какие-либо негативные последствия для охраняемых законом интересов.
Заказчик также вправе отказаться от исполнения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), включая проведение экспертизы каждого такого этапа. Приемка результатов как отдельного этапа исполнения контракта, так и поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги по контракту в целом осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, подписанным надлежащим образом (ч. 7 той же статьи).
Ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат определения понятия "этап исполнения контракта". Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает только выделение этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Так, согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а по согласованию между сторонами - также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
По вопросу выделения этапов в исполнении договора (контракта), на наш взгляд, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 в отношении этапов работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ (то есть не результатов всех работ по договору, но их части) может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. Отсюда следует, что выделение отдельных этапов исполнения контракта в каждом конкретном случае прямо зависит от условий контракта: если условиями отдельные этапы исполнения контракта не выделены, даже подписание сторонами промежуточных актов приемки для проведения расчетов при условии контракта о периодической (например, ежемесячной) оплате, как нам представляется, не свидетельствует о том, что контракт должен исполняться поэтапно, а такие акты не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее - контрагент) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Частью 7 той же статьи предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.
Как видим, в соответствии с буквальным содержанием ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ основанием начисления пени является истечение установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Следовательно, в описанной ситуации у заказчика отсутствуют основания для начисления пени за невыполнение, равно как и за несвоевременное выполнение отдельных видов работ по контракту до наступления установленного контрактом срока исполнения первого этапа исполнения контракта, поскольку, как следует из вопроса, в контракте выделены этапы, но и только этапы, сроки же выполнения отдельных работ в составе этапов не установлены.
При этом представляется очевидным, что поскольку объектом приемки этапа исполнения контракта является весь объем работ, услуг по данному этапу, то неисполнение части работ по нему является основанием для мотивированного отказа от приема этапа в целом (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 07.07.2017 N 09АП-23570/17).
Следовательно, при невыполнении отдельных работ, входящих в состав этапа исполнения контракта, весь этап должен считаться неисполненным в целом.
В связи с этим следует учитывать, что согласно п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Соответственно, у заказчика не возникнет обязательств по оплате этапа исполнения контракта до подписания акта приемки этого этапа, который заказчик вправе не подписывать до момента надлежащего выполнения контрагентом всех работ по контракту, оказания им всех услуг, входящих в состав этапа.
После наступления срока исполнения первого этапа контракта заказчик будет обязан начислять пеню за каждый день просрочки до дня подписания акта приемки этого этапа. При этом сумма пени может быть удержана из суммы оплаты данного этапа исполнения контракта, поскольку это предусмотрено условием контракта, являющимся вполне законным, что подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Амурской области от 20.10.2016 N ЖС-144/2016, решение УФАС по Липецкой области от 12.09.2016 N 265С/16, решение УФАС по Воронежской области N 391-3 (опубликовано 5 августа 2016 г.), постановление АС Северо-Западного округа от 21.04.2016 N Ф07-1931/16 по делу N А13-12361/2015, постановление Одиннадцатого ААС от 28.07.2017 N 11АП-9121/17, постановление Пятнадцатого ААС от 11.05.2017 N 15АП-5187/17, постановление Седьмого ААС от 07.02.2017 N 07АП-14/17).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
В п. 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскать штраф за каждый случай нарушения, указав, что такая возможность следует из буквального текста ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
В письме Минфина России от 26.01.2016 N 02-01-11/2872 по этому поводу было отмечено, что штрафы за ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств по контракту могут быть взысканы по усмотрению заказчика как за каждый случай неисполненного контрагентом обязательства по контракту по факту его наступления, так и единовременно за все случаи ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.
Теоретически в описанной ситуации можно говорить о том, что невыполнение работ, неоказание услуг, входящих в состав первого этапа исполнения контракта, может рассматриваться как неисполнение обязательств, не являющихся просрочкой исполнения обязательства. Однако с учетом того, что они именно включены в состав этапа исполнения контракта, для выполнения которого установлен определенный срок, практически требование об уплате штрафа за их неисполнение представляется слабо обоснованным. На наш взгляд, такая возможность возникает, если выполнение работ, оказание услуг должны осуществляться постоянно или регулярно в течение исполнения этапа, в состав которого они входят, в силу необходимости обеспечения интересов заказчика или неопределенного круга лиц, например: обнесение заграждениями участков выполнения работ, охрана таких участков, вывоз мусора, уборка дороги от образовывающегося в ходе выполнения работ мусора и т.п. В таком случае заказчик, по нашему мнению, вправе расценивать невыполнение таких работ, неоказание таких услуг как самостоятельное нарушение контракта, не связанное с просрочкой исполнения основного обязательства. К сожалению, материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данную точку зрения, нам найти не удалось. Полагаем, что заказчику для обоснования правомерности взыскания таких штрафов следует иметь подтверждение нарушения охраняемых законом интересов, его собственных или третьих лиц.
В заключение отметим, что согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом п. 2 ст. 715 ГК РФ предоставляет заказчику право отказаться от исполнения договора подряда с последующим возмещением убытков в том случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

19 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики