Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.11.2017
ВОПРОС:
Организация (муниципальное унитарное предприятие) согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) намерена провести открытый конкурс для определения исполнителя агентских услуг. Смысл оказания услуги заключается в следующем: агент ежедневно принимает платежи от населения за оказанные коммунальные услуги, собранные денежные средства перечисляет в адрес организации. За оказанную услугу организация-заказчик обязана уплатить агенту сумму в размере агентского вознаграждения (установленный процент).
Можно ли в конкурсной документации и в контракте отразить порядок оплаты услуг агента таким образом: оплата услуг агента производится путем самостоятельного удержания части денежных средств (в размере вознаграждения) из суммы собранных денежных средств, подлежащих перечислению заказчику? Не будет ли это нарушением Закона N 44-ФЗ? Допускается ли применять в таком случае в качестве документа, подтверждающего исполнение по контракту, акт сверки взаиморасчетов, где будет отражена перечисленная сумма и сумма удержанного вознаграждения?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя, в частности, приемку заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельных этапов исполнения контракта), оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги в обязательном порядке включается в контракт (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Конкретные способы оплаты заказчиком товаров, работ и услуг Законом N 44-ФЗ не предусмотрены. Обратим внимание, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), а контракт, заключаемый в соответствии с этим федеральным законом, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, к отношениям по контракту применяются положения гражданского законодательства в части, не противоречащей требованиям Закона N 44-ФЗ.
Гражданское законодательство закрепляет принцип свободы договора, исходя из которого граждане и юридические лица вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами законодательства (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Порядок уплаты агентского вознаграждения, в рамках которого агент вправе удерживать причитающиеся ему суммы вознаграждения из денежных средств, поступающих в пользу принципала, нормам ГК РФ не противоречит.
Более того, в отношении обязательств по договору комиссии такой порядок прямо следует из ст. 997 ГК РФ, согласно которому комиссионер вправе в соответствии со ст. 410 ГК РФ удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Напомним также, что в случае, если по условиям агентского договора агент действует от своего имени, к отношениям, вытекающим из этого договора, применяются правила главы 51 ГК РФ о договоре комиссии (ст. 1011 ГК РФ).
Как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации избранный сторонами способ прекращения обязательств заказчика перед агентом (исполнителем) по оплате его услуг по своему правовому характеру близок к зачету встречных требований (ст. 410 ГК РФ).
По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письме от 21.11.2016 N Д28и-3178, положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают зачет встречного однородного требования по заявлению в одностороннем порядке.
Однако в рассматриваемом случае удержание агентского вознаграждения из поступающих агенту сумм платежей осуществляется по соглашению сторон. На наш взгляд, такой порядок расчетов между сторонами Закону N 44-ФЗ не противоречит. Поскольку в настоящей ситуации заказчиком является унитарное предприятие, то есть юридическое лицо, не принимающее на себя бюджетных обязательств (абзацы двадцатый, двадцать первый ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 5, 6, 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), полагаем, что этот порядок не противоречит и бюджетному законодательству.
Поэтому, с нашей точки зрения, заказчик не лишен права предусмотреть изложенные в вопросе условия о порядке оплаты услуг агента в конкурсной документации и в контракте, заключаемом по результатам конкурса.
В соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, за отдельными исключениями, отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (ЕИС) и содержащем информацию, в частности, об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта.
Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней, в частности, со дня подписания документа о приемке оказанных услуг или со дня последующей оплаты заказчиком обязательств по контракту (п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093, далее - Положение), письмо Минэкономразвития России от 29.07.2015 N Д28и-2214).
В графе 5 "Документ, подтверждающий исполнение" раздела III отчета для показателя 3 указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства по оплате товаров, работ или услуг. При этом в графе 4 "Исполнено" приводится дата, указанная в документе, подтверждающем оплату обязательств по контракту (пп.пп. "б", "в" п. 26 Положения, письмо Минэкономразвития России от 12.07.2016 N Д28и-1887).
Положение не конкретизирует виды документов об оплате, информация о которых отражается в отчете. Полагаем, что таким документом может являться акт сверки расчетов по контракту, подтверждающий исполнение заказчиком обязательств по оплате услуг путем удержания исполнителем вознаграждения из сумм денежных средств, подлежащих перечислению заказчику. Поскольку на момент приемки услуг обязанность заказчика произвести оплату по контракту будет уже прекращена, считаем целесообразным составлять такой акт одновременно с документом, оформляющим приемку заказчиком оказанных услуг.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу Вы можете обратиться в ФАС России и в Минфин России (п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики