Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
15.11.2017
- Бюджетным учреждением в 2017 году были произведены кассовые расходы по оплате за медицинский осмотр из субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
ФСС во исполнение приказа Минтруда России от 10.12.2012 N 580н возвращает часть этих расходов на расчетный счет учреждения, уменьшая кассовые расходы (на расходное КБК).
Расходы по договору на медосмотр были отнесены на КВР 244, подстатью 226 КОСГУ. Возмещение расходов от ФСС поступает на лицевой счет 20. Учреждение является участником пилотного проекта.
Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление возмещения от ФСС РФ в части произведенных расходов на медицинские медосмотры может быть отражено в учете в качестве "доходной" операции - с использованием счета 2 209 30 000. Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения одновременно отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 17 с указанием статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 и статье 130 КОСГУ.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст.ст. 212, 213 ТК РФ проведение медицинских осмотров является обязанностью работодателя и осуществляется им за счет собственных средств (не за счет средств работников).
В то же время в соответствии с пп. "е" п. 3 Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила), финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Особенности возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, изложены в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294).
Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС РФ) произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели (п. 3 Положения N 294).
При этом расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению (п. 5 Положения N 294).
Проведение медицинских осмотров является обязанностью работодателя и не относится к расходным обязательствам ФСС РФ. Решение о возмещении бюджетному учреждению произведенных расходов (части произведенных расходов) ФСС РФ принимается территориальным органом ФСС в установленном порядке при условии соблюдения работодателем установленных условий. Соответственно, возмещение произведенных расходов является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, осуществляемым в рамках новой хозяйственной операции и от иного лица (не от контрагента, которому была осуществлена оплата, а от ФСС РФ). В связи с чем, по нашему мнению, поступление на лицевой счет бюджетного учреждения компенсации части произведенных расходов на медицинские осмотры подлежит отражению в учете в качестве "доходной" операции. Исходя из экономического смысла такая операция может быть отражена в учете по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" (далее - АнКВД) и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений с использованием балансового счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (пп. 4.1.1, п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкции N 157н, п. 107 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2". При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:
- полученной субсидии на выполнение задания;
- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
Соответственно, поступление возмещения произведенных расходов от ФСС должно быть отражено в учете по КФО "2". В дальнейшем данными денежными средствами учреждение может распорядиться по своему усмотрению в том числе направить их на исполнение обязательств, связанных с выполнением муниципального задания.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение муниципального задания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД). Общие требования к составлению Плана ФХД установлены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н). При этом муниципальное бюджетное учреждение составляет в соответствии с Требованиями N 81н План ФХД в порядке, определенном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - Учредитель). Учредитель вправе установить особенности составления и утверждения Плана ФХД для отдельных учреждений (п. 2 Требований N 81н).
Возможность внесения изменений в План ФХД предусмотрена п. 19 Требований N 81н. При этом решение о внесении изменений в План ФХД принимается руководителем учреждения, а План ФХД с учетом изменений утверждается руководителем учреждения, если иное не установлено Учредителем (п.п. 19, 22 Требований N 81н).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации необходимо внести соответствующие изменения в плановые назначения по доходам, утвержденные Планом ФХД. В бухгалтерском учете это отразится в порядке п. 171 Инструкции N 174н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 506 10 226 Кредит 4 502 11 226
- приняты обязательства в рамках договора на проведение медицинских осмотров;
2. Дебет 4 401 20 226 (4 109 ХХ 226) Кредит 4 302 26 730
- отражено начисление задолженности по оплате услуг по проведению медицинских осмотров;
3. Дебет 4 502 11 226 Кредит 4 502 12 226
- отражено принятие денежных обязательств;
4. Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610,
одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (244 КВР, 226 КОСГУ)
- отражена оплата услуг по проведению медицинских осмотров;
5. Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- отражено начисление доходов на основании принятого территориальным органом ФСС РФ решения;
6. Дебет 2 507 10 130 Кредит 2 504 10 130
- отражено внесение изменений в План ФХД в объеме средств, поступивших от ФСС РФ в рамках финансового обеспечения предупредительных мер;
7. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 30 660,
одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 130 КОСГУ)
- отражено поступление денежных средств от ФСС РФ на лицевой счет бюджетного учреждения;
8. Дебет 2 508 10 130 Кредит 2 507 10 130
- отражено получение доходов от оказания платных услуг текущего финансового года.
К сведению:
В последнее время специалисты финансового ведомства все чаще акцентируют внимание на применении п. 18 Инструкции N 157н, согласно которому способ "Красное сторно" применяется для внесения в учет корректировок, вызванных необходимостью исправления допущенных в учете ошибок (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.07.2017 N 02-08-05/42393). В рассматриваемой ситуации ошибки допущено не было, поэтому применение способа "Красное сторно" будет некорректно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
25 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним