Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

16.11.2017
ВОПРОС:
Заключен контракт на оказание услуг по обучению специалиста, цена контракта - менее 100 тысяч рублей. В контракте прописано составление акта приемки-сдачи выполненных услуг. По исполнению контракта "Исполнитель" представил документы, в том числе и акт приемки-сдачи выполненных услуг. Правомерно ли, что бухгалтер не принимает данный акт и требует акт выполненных работ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной ситуации требования бухгалтерии неправомерны, так как наименование указанного документа не имеет правового значения.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение в контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю, далее - контрагент) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта в силу ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу. Данная обязанность установлена для всех контрактов, в том числе - на оказание услуг.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, согласно той же ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом. Обязательность привлечения сторонних экспертов установлена ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, иные случаи обязательного привлечения сторонних экспертов вправе определить Правительство РФ на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ*(1). К числу исключений относятся, в частности, контракты, заключенные на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым в пределах указанных им лимитов по общей сумме могут быть заключены контракты ценою до 100 тысяч рублей.
Каких-либо требований к порядку проведения экспертизы, оформлению ее результатов Закон N 44-ФЗ, равно как и подзаконные нормативные акты, принятых во исполнение его указаний, не устанавливает. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Если заказчик осуществляет экспертизу своими силами, документом, подтверждающим проведение экспертизы, является непосредственно оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке (письма Минэкономразвития России от 09.02.2015 N Д28и-130, от 29.01.2015 N Д28и-188, от 12.07.2016 N Д28и-1778).
Каких-либо иных требований к осуществлению приемки исполненного по контракту Закон N 44-ФЗ, равно как и подзаконные нормативные акты, принятых во исполнение его указаний, не устанавливает. В частности, Закон N 44-ФЗ не дает каких-либо указаний о форме документа о приемке, тем более - о его наименовании.
Гражданским законодательством прямо не предусмотрена обязанность оформления акта оказания услуг при их приемке, однако согласно п. 2 ст. 720 ГК РФ, положения которой применяются к договору возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ), заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Отметим, что унифицированная форма акта приемки оказанных услуг не входит в состав утвержденных форм документов приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". Не предусмотрены этим приказом и иные унифицированные формы документов, подтверждающих факт оказания услуги. Соответственно, заказчик вправе самостоятельно разработать и применять форму такого акта (либо иного документа), при условии наличия в нем обязательных реквизитов с соблюдением требований, установленных п. 7 Инструкции N 157н. В случае заключения письменного договора при оказании платных услуг форма акта оказанных услуг, а также периодичность его составления могут быть определены сторонами этого договора*(2).
Соответственно, на наш взгляд, приемка результатов контракта на оказание услуг может быть оформлена путем составления акта об оказании услуг, либо иного документа. Наименование такого документа не имеет правового значения.
В данном случае контрактом предусмотрена необходимость оформления акта приемки-сдачи выполненных услуг. Полагаем, что в данном случае следует принять во внимание ст. 431 ГК РФ, из которой следует, что суд, оценивая договор, исходит в первую очередь - буквальным смыслом содержащихся в нем слов и выражений. Учитывая, что согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, заказчик не вправе требовать у исполнителя предоставления иного документа подтверждающего приемку услуг, нежели, определенного контрактом. Таким образом, в приведенной ситуации требования бухгалтерии неправомерны.
Отдельно отметим, на основании ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе - обязательства по оплате услуг, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства*(3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

26 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг.
*(2) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Учет выручки от реализации платных услуг в бюджетном и автономном учреждениях (для госсектора).
*(3) Подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Ответственность заказчика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ.

 

Все консультации данной рубрики