Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
17.11.2017
- На предприятии численностью 5400 человек создано управление производственного контроля, охраны труда и промышленной безопасности численностью 28 человек. В соответствии со ст. 217 ТК РФ на предприятии должна быть создана служба охраны труда. Обязательно ли переименовывать управление в службу охраны труда?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Переименовывать управление, осуществляющее функции охраны труда в организации, в службу по охране труда работодатель не обязан.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Частью четвертой ст. 217 ТК РФ предусмотрено, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Минтруд России постановлением от 08.02.2000 N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (далее - Рекомендации).
Согласно п. 3 Рекомендаций службу охраны труда (далее также - службы) рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.
Как видим, указание на выделение службы охраны труда в отдельное структурное подразделение имеет рекомендательный характер. То есть служба может и не быть самостоятельным структурным подразделением организации и, следовательно, не носить наименование "служба охраны труда".
Следует заметить, что ТК РФ не регулирует отношения, связанные с формированием штатного расписания, определением структуры организации. На это обстоятельство указывают в своих разъяснениях и специалисты Роструда (смотрите материал: "Вопрос: Сколько сотрудников должно быть в отделе, чтобы в штатном расписании это был отдел, и какая разница между отделом и сектором? Есть ли какие-нибудь нормативные документы по этому вопросу? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2017 г.)"). Суды также отмечают, что работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (смотрите, например, постановление Президиума Московского областного суда от 04.02.2015 по делу N 4Г-124/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24.05.2017 по делу N 33-1251/2017).
По нашему мнению, требование части первой ст. 217 ТК РФ направлено на создание соответствующим работодателем подразделения (самостоятельного или являющегося частью другого структурного подразделения), работники которого осуществляют функции охраны труда у данного работодателя. При этом наименование подразделения (служба, управление, отдел и т.д.) работодатель вправе определить самостоятельно. Аналогичное мнение высказывают представители Роструда (смотрите материал: "Вопрос: В ОАО, занимающемся строительством и монтажом на опасных промышленных объектах, существует более 20 лет отдел охраны труда и промышленной безопасности. В нем работают начальник и инспектора. Обязательно ли переименовывать отдел в службу, а должности в руководителя и специалистов согласно ст. 217 ТК РФ? Если да, то возможно ли оставление в обязанностях работника вопросов по обеспечению промышленной безопасности? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)").
Поэтому мы полагаем, что осуществление упомянутым в вопросе управлением деятельности по охране труда в организации свидетельствует о выполнении работодателем требования части первой ст. 217 ТК РФ. Переименовывать управление производственного контроля, охраны труда и промышленной безопасности в службу охраны труда в связи с этим не требуется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
24 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним