Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.11.2017
ВОПРОС:
Учреждение участвует в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Самарской области.
Правомерно ли оплачивать расходы на страхование жизни и здоровья работников станций скорой помощи (в связи с участившимися случаями нападений на указанную категорию работников) за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Базовая программа ОМС не предусматривает возможности включения в структуру тарифа оплаты медицинской помощи страхование жизни и здоровья работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Направление средств субвенций, полученных из бюджета ФФОМС, на исполнение расходных обязательств, возникающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Обоснование вывода:
Согласно ст.ст. 10, 13 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы РФ и предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Направление средств таких фондов и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств, могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с положениями ст. 133.2 БК РФ и ст. 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) целью предоставления субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС является финансовое обеспечения реализации базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ.
Разделом IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403, установлено, что в рамках базовой программы ОМС гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в частности, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации). При этом структура тарифа на оказание медицинской помощи определяется Законом N 326-ФЗ.
В перечне расходов, включаемых в тариф оказания медицинских услуг в рамках базовой программы ОМС, поименованы расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации. Такая мера социальной поддержки, как страхование жизни и здоровья работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, законодательством Российской Федерации не установлена*(1).
В силу положений ст.ст. 14 и 85 БК РФ расходные обязательства, возникающие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, исполняются за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. При этом согласно ст. 31 БК РФ установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 36 Закона N 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС в случаях:
- установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС;
- установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС (смотрите также письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 06.06.2013 N 4509/21-и).
Финансирование соответствующих расходов осуществляется за счет платежей субъектов РФ, уплачиваемых в бюджет территориального фонда ОМС (ч. 4 ст. 36 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, базовая программа ОМС не предусматривает возможности включения в структуру тарифа оплаты медицинской помощи страхование жизни и здоровья работников. Если соответствующие расходы будут предусмотрены территориальной программой ОМС, то их финансирование должно осуществляться за счет платежей соответствующего субъекта РФ в бюджет территориального фонда ОМС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время добровольное страхование жизни работников медицинских организаций, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.
Смотрите, в частности:
- ст. 3 закона Волгоградской области от 16.10.2006 N 1287-ОД "О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и иных работников медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области";
- ст. 1 закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2650 "О мерах социальной поддержки работников медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края".

 

Все консультации данной рубрики