Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

09.02.2012
ВОПРОС:
Налоговая проверка проводится в отношении контрагента - покупателя организации. Налоговый орган требует у организации представить документы за 2005 год. Документы не уничтожались (соответствующий акт отсутствует), но для их представления в налоговый орган придется поднимать архив.
Правомерны ли действия налогового органа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации действует в рамках своих правомочий, предоставленных нормами части первой НК РФ. Вместе с тем документально подтвержденный факт уничтожения документов в связи с истечением срока их хранения избавит организацию от привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.

Обоснование вывода:
Статья 23 НК РФ посвящена обязанностям налогоплательщиков. В частности, согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщикам вменено в обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов.
При этом налоговым органам предоставлено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Здесь же отметим, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
По мнению Минфина России, высказанному, в частности, в письме от 04.07.2011 N 03-02-08/71, должностные лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица документы в случаях и порядке, предусмотренных нормами НК РФ. При этом налоговым органом не могут быть истребованы у физического лица те документы, которыми это лицо не располагает.
При этом Минфин России считает, что пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлен общий срок хранения документов, тогда как нормами НК РФ могут предусматриваться специальные сроки хранения для отдельных видов документов, например, при переносе убытков на будущее (п. 4 ст. 283 НК РФ). Ставится также вопрос о порядке исчисления четырехлетнего срока: в частности, по мнению Минфина России, для первичных учетных документов, на основании которых формируется первоначальная стоимость ОС и которые подтверждают осуществление расходов в виде амортизационных начислений, срок должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-02-07/1-272, от 26.04.2011 N 03-03-06/1/270).
Поскольку налоговая проверка проводится не в отношении самой организации, необходимо учитывать нормы ст. 93.1 НК РФ "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках". Согласно п. 1 данной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктом 5 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено, что истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п.п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
По нашему мнению, при рассмотрении данной ситуации следует учитывать имеющуюся арбитражную практику. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2009 N А55-8440/2008 суд, встав на сторону налогоплательщика, указал, что документы по расчетам с поставщиками и покупателями должны храниться не мене 5 лет. Доводы налогового органа о том, что первичные документы должны храниться в течение 4-х лет именно с даты списания дебиторской задолженности, признаны судом необоснованными. При этом в рассматриваемом деле документы по факту были уничтожены в связи с истечением сроков их хранения, что подтверждается соответствующим актом. Определением ВАС РФ от 19.06.2009 N 7146/09 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано.
К сожалению, арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не столь обширна. Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, полагаем, что налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации действует в рамках своих правомочий, предоставленных ей нормами части первой НК РФ. Таким образом, в случае фактического наличия у организации запрашиваемых документов их следует предоставить. Однако, если факт уничтожения документов будет подтвержден документально, то это избавит организацию от ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ. Как было отмечено выше, согласно мнению Минфина России налоговым органом не могут быть истребованы у налогоплательщика документы, которыми он не располагает.
Отметим, что позиция организации не должна выглядеть как бездействие, поскольку само по себе бездействие также признается правонарушением (ст. 106 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

27 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики