Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.11.2017
- Работник образовательного бюджетного учреждения в 2017 году вернул излишне выплаченные денежные средства (ему начислялись надбавки, которые не были ему положены в силу закона, однако в приказ соответствующие изменения не были внесены), начисленные в период с 2014 по 2016 год. Излишне выплаченные денежные средства были выявлены в ходе внутренней проверки. Сотрудник добровольно вносит в кассу излишне выплаченные суммы.
Нужно ли возвращать денежные средства в бюджет государства?
Какие необходимо сделать бухгалтерские проводки при возврате физическим лицом денежных средств на лицевой счёт учреждения, а также при возврате денежных средств в доход государства (бюджет)?
Как рассматриваемые операции отражаются в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по суммам неправомерно начисленных и перечисленных работнику выплат отражаются с применением счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операция по внесению в кассу денежных средств в погашение задолженности по компенсации затрат учреждения отражается в графе 7 по соответствующей строке раздела "Доходы учреждения" в положительном значении (со знаком "плюс") и по строке 710 в отрицательном значении (со знаком "минус").
При выявлении в текущем финансовом году фактов осуществления неположенных выплат за счет средств субсидии, доведенной в целях выполнения государственного задания прошлых отчетных периодов, обязанности по возврату указанных сумм в бюджет у учреждения не возникает.
Обоснование вывода:
Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат физическим лицам (в том числе по заработной плате), действующими нормативными правовыми актами не определен. Следовательно, этот порядок может быть разработан бюджетным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Применяемой организациями госсектора в настоящее время методологией бухгалтерского учета для отражения расчетов, связанных с возмещением переплат и неположенных выплат, предусмотрена возможность применения одного из вариантов:
1. Корректировка ранее произведенных начислений способом "Красное сторно";
2. Начисление доходов в виде компенсации затрат.
При этом для применения способа "Красное сторно" в целях корректировки начислений необходимым является одновременное выполнение следующих условий:
- переплата является следствием счетной ошибки*(1) и выявлена до истечения срока, установленного ст. 137 ТК РФ для принятия работодателем решения об удержании излишне выплаченных сумм из будущих начислений по заработной плате;
- получатель выплаты не оспаривает удержание.
В рассматриваемой ситуации задолженность по расчетам, связанным с возмещением неположенных выплат, подлежит отражению путем начисления доходов в виде компенсации затрат учреждения с использованием счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н, п.п. 107, 109 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Все законно полученные в рамках деятельности со средствами субсидий доходы поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2". При этом специалисты уполномоченных органов прямо указывают, что в рамках вида финансового обеспечения "4" могут учитываться только доходные операции в сумме:
- полученной субсидии на выполнение задания;
- возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период деятельности учреждения в качестве получателей бюджетных средств.
Соответственно, доходы от компенсации расходов учреждения в части неположенных выплат отражаются в учете по КФО "2".
В дальнейшем данными денежными средствами учреждение может распорядиться по своему усмотрению, в том числе направить их на исполнение обязательств, связанных с выполнением государственного задания. Соответствующее направление расходования должно быть предусмотрено планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения согласно требованиям, установленным приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Обязанность по возврату в доход бюджета средств остатка субсидий на выполнение государственного задания прошлых лет возникает у учреждения в случае недостижения показателей, характеризующим объем выполнения государственного задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При выявлении в текущем финансовом году фактов осуществления неположенных выплат за счет средств субсидии, доведенной в целях выполнения государственного задания прошлых отчетных периодов, обязанности по возврату указанных сумм в бюджет у учреждения не возникает.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- отражено начисление задолженности в сумме излишне начисленных выплат;
2. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 209 30 660,
одновременно увеличение по забалансовому счету 17 (130 АнКВД, 130 КОСГУ)
- отражено погашение задолженности путем внесения денежных средств в кассу учреждения.
Операции по внесению наличных денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения отражаются в общеустановленном порядке.
При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операция по внесению в кассу денежных средств в погашение задолженности по компенсации затрат учреждения отражается в графе 7 по соответствующей строке раздела "Доходы учреждения" в положительном значении (со знаком "плюс") и по строке 710 в отрицательном значении (со знаком "минус") (абзац восьмой п. 42, абзацы восемнадцатый, двадцать первый п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
2 ноября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Понятие счетной ошибки раскрывается в письме Федеральной службы по труду и занятости от 01.10.2012 N 1286-6-1.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним