Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.11.2017
ВОПРОС:
У администрации в собственности (на праве оперативного управления) на счете 101 числилось административное здание (офисное), которое было передано в оперативное управление подведомственному казенному учреждению. Казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления. У администрации также отсутствует документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления.
По настоящее время налоговые декларации по налогу на имущество за данное здание сдавало казенное учреждение и оплачивало налог на имущество по балансовой стоимости. Из налогового органа пришло требование о том, что в собственности администрации числится недвижимое имущество с кадастровым номером, по данному объекту необходимо сдать корректирующие отчеты с заполнением раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на имущество.
Может ли администрация сдать эти отчеты, если здание находится в оперативном управлении другого учреждения? Нужно ли изменять балансовую стоимость объекта на кадастровую (кадастровая стоимость здания определена)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с тем, что у администрации отсутствуют основания для списания административного здания с балансового учета - нет документа, подтверждающего прекращение права оперативного управления, и, соответственно, казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления, то обязанность по начислению и уплате налога на имущества в отношении переданного объекта недвижимого имущества сохраняется за администрацией.
В отношении Налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152026) администрация должна заполнять раздел 2.1 "Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ относительно налога на имущество объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение и т.д.), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Вместе с этим п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), устанавливает, что и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Исходя из данной нормы, для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у учреждения государственного сектора обязательно должен быть документ о регистрации права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 5 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
В случае отсутствия такого документа, с момента приемки объекта и вплоть до регистрации права собственности (оперативного управления) учет полученного имущества может быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (абз. 3 п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации у казенного учреждения нет достаточных оснований для учета полученного в оперативное управление административного здания на счете 101 00 "Основные средства" (смотрите, в частности, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Верховного Суда Чувашской Республики Чувашии от 28.04.2015 по делу N 21-238/2015). Кроме того, несоблюдение данного правила значительно увеличивает риск квалификации расходов, связанных с уплатой налога на имущество, в качестве необоснованных (п. 10.1 Представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03).
На основании п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 36 Инструкции N 157н следует, что дата постановки объекта недвижимости на балансовый учет должна совпадать с датой внесения в ЕГРН данных о возникновении права оперативного управления (смотрите также письмо Минфина России от 01.07.2016 N 02-07-10/38580). В свою очередь, согласно этим же нормам дата выбытия объекта недвижимости с балансового учета передающей стороны не может быть увязана с датой подписания Акта приема-передачи (извещения), т.е. списать это имущество можно только с указанием даты прекращения права собственности и (или) права оперативного управления, указанной в выписке из ЕГРН.
Более того, из разъяснений специалистов Минфина России в письмах от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921 становится ясно, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности недопустимо.
Отметим, что государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абзац 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ).
В свою очередь, не закрепленное муниципальное имущество за муниципальными предприятиями и учреждениями составляют государственную муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (абзац 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ)*(1).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в части бюджетного учета недвижимого имущества в составе основных средств и расчета по таким объектам налога на имущество, можно сделать следующий вывод. Так как у администрации отсутствуют основания для списания административного здания с балансового учета - нет документа, подтверждающего прекращение права оперативного управления, и, соответственно, казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления, то обязанность по начислению и уплате налога на имущества в отношении недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, сохраняется за администрацией.
Положения п. 2 ст. 375 НК РФ, согласно которой налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, в отношении государственных и муниципальных учреждений не применяются (письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 18.05.2017 N 03-05-05-01/30327, от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062).
В отношении учреждений государственного сектора налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бюджетного учета (письмо Минфина России от 26.10.2016 N 07-01-09/62334).
Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций представляется по формам, утвержденным приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения". В соответствии с п. 6.1 разд. VI приложения 3 к указанному приказу администрация должна заполнять раздел 2.1 "Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости" Налоговой декларации по налогу на имущество организаций (форма по КНД 1152026).
Изменения налоговой базы по налогу на имущество организаций государственного сектора могут быть обусловлены новациями в порядке бухгалтерского учета основных средств.
Так, с 1 января 2018 года вводится федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт). На сегодняшний день переходными положениями при первом применении стандарта предусмотрено, что объекты недвижимого имущества отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств.
Но данное правило будет действовать только с 2018 года. До этого момента изменять балансовую стоимость объектов недвижимости на кадастровую не нужно.
Отследить изменения законодательства в части вопроса о порядке перехода на новые правила учета с 2018 года, в том числе применения кадастровой стоимости, Вам помогут "Новости для бухгалтера госсектора" (подготовлено экспертами компании "Гарант").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

10 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций объекты имущества казны, так как в настоящее время они отражаются в бюджетном учете обособленно от основных средств на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" (п.п. 141-146 Инструкции N 157н, письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-05-04-01/37951, от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57463, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408, от 07.05.2009 N 03-05-04-01/32, от 22.06.2009 N 03-05-05-01/35, от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88).

 

Все консультации данной рубрики