Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.11.2017
ВОПРОС:
Положением о закупке автономного учреждения не предусмотрена возможность заключения договора с аудиторской организацией как с единственным исполнителем (в том числе отсутствуют ценовые или иные критерии, по которым такой договор можно было бы заключить без проведения конкурентных процедур определения исполнителя). Однако по закону аудиторская организация утверждается наблюдательным советом учреждения. Может сложиться ситуация, когда конкурентные процедуры будут проведены и победитель определен, а наблюдательный совет аудитора не утвердит.
Возможно ли заключить договор с аудиторской организацией, утвержденной наблюдательным советом, как с единственным исполнителем, несмотря на то, что положение о закупке не позволяет применить такой способ закупки аудиторских услуг?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При закупках товаров, работ, услуг, в том числе услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности, автономное учреждение должно руководствоваться положением о закупке и не вправе применять способы закупки в противоречии с этим положением. То обстоятельство, что аудиторская организация утверждается наблюдательным советом, не освобождает автономное учреждение от этой обязанности.
В рассматриваемом случае в положение о закупке могут быть внесены изменения, регламентирующие порядок определения аудиторской организации, в том числе с применением конкурентных процедур, при участии наблюдательного совета.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) автономное учреждение относится к юридическим лицам, которые обязаны при закупке товаров, работ и услуг (далее также - закупка) руководствоваться общими принципами такой закупки и требованиями к закупке, установленными Законом N 223-ФЗ.
Отношения, которые не регулируются Законом N 223-ФЗ, перечислены в ч. 4 ст. 1 этого федерального закона.
Так, согласно п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Однако случаи, когда аудит является обязательным, перечисленные в п.п. 1-6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, не применимы к автономным учреждениям. Иных случаев обязательного проведения аудита (п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ) применительно к автономным учреждениям закон также не устанавливает.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) наблюдательный совет автономного учреждения (далее также - учреждение) рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. При этом соответствующие решения, принятые наблюдательным советом, являются обязательными для руководителя автономного учреждения (ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ). Обязательность такого решения не означает, что проведение аудита в этой ситуации является обязательным для учреждения в силу требования закона.
Правил, которые освобождали бы учреждение от необходимости применять положения Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупок в связи с тем, что исполнитель по договору об оказании услуг утверждается наблюдательным советом учреждения, этот федеральный закон не содержит.
Следовательно, при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения по решению наблюдательного совета учреждение обязано руководствоваться требованиями Закона N 223-ФЗ.
В связи с этим следует заметить, что Закон N 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, которые обязаны руководствоваться положениями этого федерального закона. Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения предусматриваются положением о закупке, содержание которого, с учетом упомянутых общих требований и принципов, заказчик определяет самостоятельно (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
При этом из ч.ч. 1 и 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ следует, что при осуществлении закупок, в том числе при выборе способа закупки, автономное учреждение должно руководствоваться в том числе разработанным и утвержденным им самим положением о закупке.
Поэтому то обстоятельство, что аудиторская организация утверждается решением наблюдательного совета автономного учреждения, не означает, что при закупке услуг по проведению аудита учреждение вправе не применять требования к закупке, установленные положением о закупке такого учреждения.
Полагаем, что в отсутствие прямого нормативного регулирования автономное учреждение вправе самостоятельно определить порядок участия наблюдательного совета в отборе аудиторской организации, предполагающий утверждение аудиторской организации этим органом. Соответствующие положения, на наш взгляд, должны быть предусмотрены положением о закупке, утвержденным наблюдательным советом автономного учреждения (п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Учитывая, что Закон N 223-ФЗ не содержит ограничений в применении заказчиками такого способа закупки, как заключение договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), автономное учреждение не лишено права предусмотреть в своем положении о закупке, что договор на проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности заключается без проведения конкурентных процедур; в этом случае участие наблюдательного совета в процедуре закупки будет сводиться собственно к предварительному (до момента заключения договора) утверждению аудиторской организации. При применении конкурентных способов определения исполнителя положение о закупке может предусматривать, например, что наблюдательный совет учреждения участвует в рассмотрении и оценке заявок участников закупки на предмет соответствия требованиям заказчика и (или) исходя из ценовых предложений участников и принимает решение об утверждении аудиторской организации по результатам закупочных процедур.
Обратим внимание, что при необходимости в положение о закупке могут быть внесены изменения. В течение пятнадцати дней со дня утверждения таких изменений они должны быть размещены в единой информационной системе (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Выбор заказчиком способа закупки, противоречащего его положению о закупке, может повлечь для заказчика негативные последствия. В частности, заинтересованное лицо может обжаловать в антимонопольный орган заключение договора с единственным контрагентом в ситуации, когда соответствующая закупка должна была осуществляться заказчиком с применением конкурентных процедур (смотрите решение ФАС России от 16.01.2017 N 17/2756/17, решение Иркутского УФАС России от 26.04.2017 N 268).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики