Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
09.02.2012
- Общество включено в реестр естественных монополистов, выручка общества от вида деятельности, относящегося к сфере деятельности естественных монополий, составляет более 10% от общей суммы выручки.
Вправе ли общество (заказчик) до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общество вправе осуществлять закупки в соответствии с положением о закупке, утвержденным до законодательного установления требования об утверждении такого положения до 1 апреля 2012 года.
По нашему мнению, общество вправе руководствоваться таковым положением и в дальнейшем.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг видами и категориями юридических лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее - заказчики), включая и субъекты естественных монополий.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными в установленном Законом о закупках порядке правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
Закон о закупках вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4 этого Закона, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона о закупках). Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закон о закупках, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но Ваша организация к числу таких исключений не относится.
По общему же правилу, установленному ч. 4 ст. 8 Закона о закупках, в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу заказчик не разместит в порядке, установленном этим Законом, утвержденное положение о закупке, он должен при закупке руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного положения о закупке (далее - Закон N 94-ФЗ).
Как видим, Закон о закупках буквально гласит, что осуществлять закупки в соответствии с положением о закупках или Законом N 94-ФЗ заказчик обязан с 1 апреля 2012 года. Указаний на то, что до указанной даты заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами, Закон о закупках не содержит.
Таким образом, до указанной даты общество вправе осуществлять закупки на основании положения о закупке, утвержденного обществом до вступления в силу Закона о закупках.
Кроме того, хотим обратить внимание на следующее.
Закон о закупках не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения (смотрите также письмо Министерства экономического развития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Данный Закон называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, но согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки, среди которых может быть и закупка у единственного поставщика (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона о закупках). Также указано, что Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона о закупках). Каких-либо требований к установлению условий применения тех или иных способов закупки, в том числе в зависимости от суммы закупки, приобретения одноименных товаров, работ, услуг или каких-либо иных обстоятельств, Закон о закупках также не содержит.
Соответственно, ранее принятое положение о закупках также может рассматриваться как вполне соответствующее Закону о закупках, особенно если оно утверждено органом, указанным в этом Законе (ч. 3 ст. 2 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений. Однако представляется, что утверждение нового положения о закупке, дублирующего уже действующее, является излишним. По нашему мнению, заказчик может просто разместить имеющееся положение о закупке на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона о закупках) и руководствоваться им и в дальнейшем.
Однако это является только нашим экспертным мнением, за официальными разъяснениями необходимо обратиться в Министерство экономического развития или Федеральную антимонопольную службу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
27 января 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним