Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

29.11.2017
ВОПРОС:
У одного юридического лица возникло денежное обязательство - долг - из договора поставки перед другим юридическим лицом, который сознательно не погашается его руководителем. Судебное взыскание задолженности на сегодняшний день кредитором по обязательству не производилось. Каким образом переуступить возникший долг в пользу физического лица? Есть ли особые требования к такому лицу? Как наложить обеспечительные меры с помощью Федеральной службы судебных приставов?
ОТВЕТ:

Сторонами в обязательстве, в том числе возникающем из договора, являются должник и кредитор. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 454 и п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель по договору поставки обязан оплатить поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки, а поставщик, в свою очередь, вправе требовать от покупателя такой оплаты.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что поставщик, исполнивший свое обязательство по поставке товара, может уступить принадлежащее ему право требования оплаты от покупателя другому лицу. При этом ни ст. 382 ГК РФ, ни иные положения законодательства не ограничивают круг лиц, которые могут уступать право требования и которые могут приобретать указанное право в результате такой уступки. Поэтому юридическое лицо может уступить принадлежащее ему требование любому другому лицу, в том числе и гражданину, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя.
Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 382 и п. 1 ст. 388 ГК РФ, уступка права требования производится по сделке, в которой участвуют две стороны: лицо, уступающее право (цедент), и лицо, приобретающее право требования (цессионарий). В силу этого такая сделка является договором (п. 1 ст. 154 ГК РФ), поэтому к ней применяются общие положения ГК РФ о сделках (глава 9) и о договоре (главы 27-29) (ст. 307.1 ГК РФ). Должник не является стороной указанного договора и по общему правилу его согласия на совершение уступки не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).
Любой договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются следующие условия:
- о предмете договора;
- названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые условия для договоров данного вида;
- все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Гражданское законодательство не называет существенные условия договора об уступке права требования (договора цессии). Следовательно, в отсутствие заявленных сторонами условий, о которых должно быть достигнуто согласие, существенным для договора цессии является условие о его предмете.
Предметом договора цессии является уступка права (требования), возникшего из конкретного обязательства, поэтому в целях признания договора заключенным уступаемое требование должно быть индивидуально определено.
То есть договор цессии должен содержать:
- указание на то, что цессионарию передается право (требование) по обязательству;
- положения, позволяющие установить, по какому именно обязательству передается право (требование) и на чем это обязательство основано (предмет обязательства и основания его возникновения).
В рассматриваемом случае для определения предмета сторонам следует указать в договоре на то, что цессионарию уступается право требования денежных средств в такой-то сумме с такого-то должника на основании договора поставки (с указанием его реквизитов), по которому цедентом должнику поставлены такие-то товары согласно такому-то документу (указать на документы, подтверждающие факт поставки товара).
Отсутствие в договоре цессии ссылки на обязательство, из которого возникло уступаемое право, делает договор беспредметным, в связи с чем он признается незаключенным (п. 1.1 Обзора ФАС Волго-Вятского округа, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2007 N А10-128/07-Ф02-9092/2007, решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.11.2010 N А49-5644/2010)*(1).
Условие о возмездности или цена уступки требования не является существенным условием договора цессии (постановление ФАС Центрального округа от 01.06.2005 NА14-12392-2004-455/22). Вместе с тем необходимо помнить, что само по себе отсутствие в договоре условия о цене или условий, позволяющих определить такую цену, по общему правилу не является основанием для признания его безвозмездным договором: в этом случае применяются положения п. 3 ст. 424 ГК РФ о том, что исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. И только тогда, когда из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора напрямую следует, что он является безвозмездным, уплата какой-либо цены по нему не производится (п. 3 ст. 423 ГК РФ).
В связи с изложенным в том случае, если за уступку права гражданин должен уплатить какую-либо цену, то на это рекомендуется указать в договоре цессии, если же право уступается безвозмездно, то безвозмездный характер уступки должен быть обозначен в таком договоре в обязательном порядке. Отметим, что на безвозмездную уступку права требования от юридического лица гражданину не распространяется запрет на дарение между коммерческими организациями, установленный пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ.
Договор цессии должен быть совершен в той же форме, что и договор, из которого вытекает уступаемое требование (п. 1 ст. 389 ГК РФ), то есть в рассматриваемом случае - в той же форме, что и договор поставки (простой письменной или нотариальной, если договор поставки нотариально заверялся).
Если законом или договором не предусмотрено иное, право (требование) переходит к цессионарию в момент заключения договора цессии (п. 2 ст. 389.1 ГК РФ, смотрите также п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 (далее - Информационное письмо N 120), постановление ФАС Центрального округа от 14.05.2010 N Ф10-1845/10). Вместе с тем момент перехода права может быть определен в договоре цессии иначе.
Составления акта приема-передачи уступаемого права закон не требует, хотя, разумеется, не запрещает оформлять переход прав к цессионарию подобным образом. Помимо акта приема-передачи, воля сторон сделки на передачу права может быть выражена непосредственно в договоре цессии, подписанием которого стороны определили момент перехода права, либо в каких-либо иных действиях сторон данного соглашения, свидетельствующих о выражении воли на передачу этого права (п. 11 Информационного письма N 120). Следует учитывать, что исполнение договора уступки права (требования) со стороны цедента заключается, в частности, в передаче цессионарию документов, удостоверяющих право требования (п. 3 ст. 385 ГК РФ). Поэтому на практике стороны договора цессии могут удостоверить переход прав требования по обязательству к цессионарию составлением акта передачи удостоверяющих эти права документов.
Что же касается возможности цессионария, к которому перешло право требования, обратиться в Федеральную службу судебных приставов (далее - ФССП) с просьбой принять обеспечительные меры для исполнения уступленного ему требования, то необходимо помнить, что по смыслу ст. 30 и ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только после возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом N 229-ФЗ. Перечень исполнительных документов закреплен в ст. 12 Закона N 229-ФЗ.
Следовательно, до получения цессионарием соответствующего исполнительного документа какие-либо обеспечительные меры не могут быть предприняты ФССП. Отметим, что в случаях, подобных рассматриваемому, такими документами являются, как правило, исполнительный лист, выдаваемый на основании вступившего в законную силу постановления суда по делу о взыскании суммы задолженности (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ст. 318 АПК РФ) либо на основании определения суда об обеспечительных мерах, если после подачи иска о взыскании задолженности в суд последний удовлетворил поданное стороной в деле ходатайство о принятии обеспечительных мер по исполнению будущего судебного постановления (ст.ст. 139-142 ГПК РФ, ст.ст. 90-93, ст. 96 АПК РФ).
В заключение отметим, что передача цедентом денежных требований в силу общих правил п. 1 ст. 384 ГК РФ о переходе к новому кредитору в полном объеме всех прав первоначального кредитора влечет за собой и передачу цессионарию права на подачу иска в суд (определение ВАС РФ от 25.06.2012 N ВАС-6012/12, постановление Президиума ВАС РФ от 17.06.1997 N 1533/97, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.02.2016 N Ф06-5907/16, постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 10.06.2016 по делу N 4Г-532/2016).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

8 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем Ваше внимание на то, что отсутствие в договоре цессии прямого указания на договор, из которого возникло обязательство, само по себе может и не повлечь признания договора цессии незаключенным и перехода права (требования) по обязательству несостоявшимся, если из совокупности конкретных обстоятельств можно сделать вывод о том, что между цедентом и цессионарием существует определенность относительно предмета договора цессии (п. 12 Информационного письма N 120). Это соответствует правилу п. 3 ст. 432 ГК РФ, согласно которому сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1 ГК РФ).

 

Все консультации данной рубрики