Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

30.11.2017
ВОПРОС:
В электронном аукционе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) выиграл подрядчик, который применяет УСН. По условиям закупки предусмотрена оплата контракта по цене 2 млн. руб. с НДС. Контрактом и прилагаемой к нему сметой предусмотрена оплата контракта по цене 2 млн. руб. с НДС. По результатам выполнения работ подрядчик представил заказчику сметный расчет на сумму 2 млн. руб. без НДС. Однако заказчик полагает, что сметный расчет с применением УСН за минусом НДС должен быть составлен на сумму 1,9 млн. руб., соответственно, оплата по контакту должна быть только 1,9 млн. руб. Правомерны ли требования заказчика об уменьшении цены контракта в данной ситуации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации выполненные работы, предусмотренные контрактом, подлежат оплате по установленной в контракте цене в 2 млн. руб. Требования заказчика об уменьшении этой цены до 1,9 млн. руб. неправомерны.

Обоснование позиции:
Контракт по итогам электронного аукциона в силу прямого указания ч. 10 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт по итогам соответствующей процедуры (в отношении аукционов смотрите также ч. 4 ст. 68, ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). То же в отношении контрактов, заключаемых по результатам конкурсов, запроса предложений, следует из положений п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, положений об оценке заявок ст. 32 Закона N 44-ФЗ, а также п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 54 и ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 34, ч. 18 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий (включая условие о цене) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самими ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. При этом все нормы ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, допускающие изменение цены контракта, допускают такое изменение только по соглашению сторон. Таким образом, в силу общего принципа цена контракта определяется предложением участника закупки, с которым заключается такой контракт.
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Предъявление НДС к уплате заказчику (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодательством. Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).
В случаях, когда условия извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проекта контракта предусматривают формирование цены с учетом НДС, возникает вопрос об определении условия о цене и порядке исполнения контракта. На наш взгляд, указание в тексте договора (контракта) на то, что цена контракта "включает НДС" или установлена "без учета НДС", по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Причем, как отмечено выше, требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон контракта. Иными словами, цена контракта, предложенная контрагентом, должна включаться в текст контракта как установленная "с учетом НДС" или "без учета НДС" в зависимости от того, является ли этот контрагент плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Из этого также вытекает, на наш взгляд, что само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а только указанием на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более - на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.
Ни одна из указанных норм не позволяет заказчику изменить цену контракта или уплатить исполнителю иную сумму за фактически выполненные работы по сравнению с предусмотренной контрактом ценой в зависимости от фактических расходов подрядчика. Согласно п. 1 ст. 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Приведенные в вопросе обстоятельства о наличии такого основания не свидетельствуют.
Таким образом, ценой контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона, следует считать сумму, предложенную участником закупки, с которым заключается контракт, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет. В рассматриваемом случае, независимо от наличия в контракте или смете указания на то, что цена работ включает НДС, а также от применяемой подрядчиком системы налогообложения, заказчик должен оплатить работы по цене, определенной контрактом, и не вправе уменьшить размер оплаты на сумму НДС. Изложенное подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов: смотрите, например, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679, от 10.04.2017 N ОГ-Д28-4244, от 29.03.2017 N Д28и-1336, от 21.03.2017 N ОГ-Д28-3143, от 14.03.2017 N ОГ-Д28-2903, от 10.03.2017 N Д28и-1391, от 01.03.2017 N Д28и-1238, от 19.01.2017 N Д28и-220, от 20.11.2014 N Д28-2549, от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, от 18.12.2015 N Д28и-3785, письма Минфина России от 13.10.2017 N 24-01-09/68987, от 26.09.2017 N 24-03-07/62238, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 21.09.2017 N 24-01-10/61203, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970, от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, от 05.09.2014 N 03-11-11/44793. Такой же позиции придерживаются суды, подчеркивая в принятых решениях, что применение контрагентом упрощенной системы налогообложения не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2017 N Ф08-4621/17, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/16, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 N 19АП-571/16, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 N 04АП-1836/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 N 13АП-12866/15, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 N 13АП-24447/15, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 N 05АП-6632/15).
Таким образом, если в приведенной ситуации работы подрядчиком выполнены полностью и приняты заказчиком без замечаний, они должны быть оплачены по цене, предусмотренной контрактом: 2 млн. руб. с НДС, несмотря на то, что подрядчик находится на УСН. В сметном расчете и актах выполненных работ, в том числе в формах NN КС-2, КС-3, должна быть отражена стоимость работ в соответствии с условиями контракта на сумму 2 млн. руб. без учета НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

9 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики