Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

10.02.2012
ВОПРОС:
Письмо ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880 утратило силу.
Организация занимается таможенным оформлением ввозимой на территорию РФ медицинской техники (выступает в качестве таможенного брокера). В регистрационном удостоверении Минздрава России (Минздравсоцразвития России) предусмотрена максимальная комплектность медицинской техники. Вместе с тем импортеры ввозят медицинскую технику в ограниченных комплектах. В упомянутом письме ГТК России была предусмотрена возможность применения льготы по НДС при ввозе медицинской техники "как с принадлежностями (в любом составе из числа указанных в регистрационном удостоверении Минздрава России), так и без них".
Возможно ли предоставление льгот по НДС при ввозе товаров в ограниченных комплектах?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При таможенном оформлении медицинской техники в вопросах применения льгот по НДС прежде всего следует руководствоваться нормами главы 21 НК РФ и постановлениями Правительства РФ об утверждении перечней льготируемых ввозимых товаров. Кроме того, организация вправе учитывать положения приказа ФТС России от 27.12.2011 N 2613 и утвержденного им Сборника нормативно-справочной информации о применении в РФ льгот.
Применение льготы нормами главы 21 НК РФ не ставится в зависимость от комплектности ввозимой техники, принадлежность медицинской техники к соответствующему Перечню определяется присвоенным ей кодом. Таможенные органы, по нашему мнению, определяя, что в неполной комплектности ввозимая техника не подлежит освобождению от НДС, превышают свои полномочия, устанавливая дополнительные условия для применения льгот.

Обоснование вывода:
По нашему мнению, при применении льгот по НДС, в том числе при ввозе медицинской техники на территорию РФ, прежде всего необходимо руководствоваться нормами главы 21 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. В свою очередь, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ содержит следующий перечень медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;
- протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
- технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очки (за исключением солнцезащитных), линзы и оправы для очков (за исключением солнцезащитных).
Согласно тому же пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ перечень товаров утверждается Правительством РФ. Так, например, Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
В примечаниях к Перечню указано, что к перечисленной в настоящем Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем Перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем Перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Упомянутое Вами письмо ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880 "О взимании НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации" (далее - Письмо ГТК России) признано недействующим приказом ФТС России от 24.01.2011 N 121. Письмом ГТК России, в частности, был утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, ввоз которой на таможенную территорию РФ не подлежит обложению НДС.
Отметим также, что упомянутый в вопросе документ согласно правовой позиции арбитражных судов не является нормативным правовым актом, поскольку в установленном порядке не опубликован, не зарегистрирован в Минюсте России. На это, в частности, указали ФАС Северо-Западного округа в постановлениях от 24.06.2011 N Ф07-3589/11 по делу N А66-11716/2010, от 28.01.2010 N Ф07-12501/2009 по делу N А56-35142/2009 ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 23.09.2009 N Ф03-4849/2009 и других.
Обращаем Ваше внимание, что ни ФТС России, как и ГТК России ранее, ни подведомственные им таможенные органы не наделены функциями и полномочиями принимать решения о предоставлении льгот при налогообложении либо предоставлять льготы.
Следует учитывать, что другие документы таможенного органа, на которые ссылается Письмо ГТК России, не утратили силу и действуют до настоящего времени. Это, например:
- распоряжение ГТК России от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" (зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2001, регистрационный N 3082);
- письмо ГТК России от 07.05.2002 N 01-06/18104 "О перечне кодов линз и оправ для очков в соответствии с ТН ВЭД России" и другие.
Вместе с тем взамен вышеупомянутого Письма ГТК России ФТС России никакого документа не выпустила. Однако полагаем, что с утратой силы Письма ГТК России порядок применения льготы по НДС не претерпел никаких изменений. По-прежнему для применения освобождения от НДС необходимо выполнение двух условий:
- если медицинской технике на основании технической документации присвоен код, поименованный в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19;
- в момент таможенного оформления имеется в наличии регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, выданное в установленном порядке.
В противном случае налогообложение такого оборудования НДС производится в общеустановленном порядке.
При этом необходимо иметь в виду, что на основании пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ для отдельных видов медицинских товаров отечественного и зарубежного производства установлена ставка НДС в размере 10%. Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.
Если же ввозимое импортное оборудование не включено в указанный Перечень, то налогообложение, в соответствии с п. 3 и 5 ст. 164 НК РФ, производится по ставке 18% (письмо ФНС РФ от 27.06.2006 N ШТ-6-03/644@).
Приказом ФТС России от 27.12.2011 N 2613 (далее - Приказ N 2613) внесены изменения в приказ ФТС России от 26.05.2010 N 1022. Кроме того, приказом N 2613 утвержден Сборник нормативно-справочной информации о применении в РФ льгот по уплате таможенных платежей, а также об особенностях заполнения отдельных граф декларации на товары при применении льгот по уплате таможенных платежей (далее - Сборник). Помимо прочего, Сборником предусмотрены следующие льготы:
1) пункт 112 Сборника - Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в РФ важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники:
- Код по классификатору Льгот по уплате таможенных платежей (графа 36) - XT;
- Процедура (графа 37) - 40 XX XXX, 53 XX XXX;
- Основание предоставления льготы - пп. 2 ст. 150 НК РФ;
- Иной законодательный, подзаконный или международный акт - постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19;
- Дополнительные документы, необходимые при таможенном декларировании для предоставления льгот - регистрационное удостоверение Росздравнадзора (Минздрава России), сертификат соответствия (декларация соответствия);
- Иные документы ФТС России (ГТК России), разъясняющие применение льгот - приказ ГТК России от 07.02.2001 N 131;
2) пункт 113 Сборника - Освобождение от НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию сырья и комплектующих изделий для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники:
- Код по классификатору Льгот по уплате таможенных платежей (графа 36) - XС;
- Процедура (графа 37) - 40 XX XXX;
- Основание предоставления льготы - пп. 2 ст. 150 НК РФ;
- Минимально допустимое заполнение раздела 7 графы 44;
- Иной законодательный, подзаконный или международный акт - постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19;
- Дополнительные документы, необходимые при таможенном декларировании для предоставления льгот - регистрационное удостоверение Росздравнадзора (Минздрава России), сертификат соответствия (декларация соответствия), письмо ФТС России, ГОСТ, ТУ, иные документы, содержащие перечень товаров, используемые при производстве важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
- Иные документы ФТС России (ГТК России), разъясняющие применение льгот по уплате таможенных платежей - приказ ГТК России от 07.02.2001 N 131.
По нашему мнению, приведенные пункты сборника следует понимать следующим образом. Освобождается от НДС не только сама техника, но и комплектующие к ней, необходимые не только для производства этой техники, но и для ее эксплуатации. Причем, если комплектующие поименованы в регистрационном удостоверении, то вне зависимости от состава комплектующих у импортера есть все основания для освобождения от НДС операции по ввозу этой техники на территорию РФ.
В заключение приведем примеры из арбитражной практики. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 07.04.2008 N КА-А41/2622-08 прямо указал, что пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ право на льготу по уплате НДС при ввозе на территорию РФ медицинской техники не ставит в зависимость от комплектности изделия медицинской техники. При этом ссылка таможни на упомянутое в вопросе Письмо ГТК России, согласно которому льгота по уплате НДС не может быть предоставлена в случае ввоза изделия медицинской техники в неполной комплектации, предусмотренной регистрационным удостоверением Минздрава России на товар, была отклонена как неосновательная. В нарушение требований п. 1 ст. 4 НК РФ данным письмом определены дополнительные условия предоставления льготы по уплате НДС, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В постановлении ФАС Московского округа от 20.09.2010 N КА-А40/8783-10 суд указал, что норма ст. 149 НК РФ не содержит требования о наличии связи права на льготу с условием регистрации отдельных позиций медицинского агрегата и его принадлежностей в качестве самостоятельных изделий медицинской техники. Организация подтвердила свое право на применение льготы, на ввезенный товар у организации имелись сертификаты соответствия, регистрационное удостоверения Росздравнадзора, оборудование было включено в Перечень Правительства РФ.
Кроме того, согласно письмам Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 и Минфина России от 06.03.2002 N 04-03-05/10 принадлежность медицинской техники к Перечню определяется исключительно ее кодом (определение ВАС РФ от 26.09.2008 N 9043/08).
В постановлении от 06.12.2010 по делу N А64-7913/09 ФАС Центрального округа указал, что при ввозе изделий медицинской техники на таможенную территорию РФ не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, или при отсутствии количественного указания на ее принадлежности, последние не меняют статус важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, входящей в соответствующий перечень и подлежащей освобождению от налогообложения.
Отказ в применении льгот по НДС в рассматриваемых обстоятельствах признавался судами незаконным и много ранее. Доводы таможенных органов о том, что медицинская техника ввозится не в максимальной комплектации, предусмотренной в регистрационном удостоверении Минздрава России, отвергаются судами (смотрите, в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 N А72-2346/04-9/110).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

27 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики