Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.12.2017
ВОПРОС:
Могут ли администрация сельского поселения и учреждение культуры (казенные учреждения) сельского поселения передать ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности (другие полномочия передавать не планируют) муниципальному казенному учреждению района (централизованной бухгалтерии)?
Если возможно, то распространяется ли на данные договоры Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Орган местного самоуправления (администрация сельского поселения) и казенное учреждение (учреждение культуры сельского поселения) вправе передать централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности на основании договора (соглашения). Возмездное приобретение казенным учреждением товаров, работ, услуг должно осуществляться с соблюдением закупочных процедур, установленных Законом N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты, к которым относятся, в частности, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения (пп. 1, 2 п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ) могут заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией) (смотрите также п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Вместе с тем согласно п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации только полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности. При этом п. 11 ст. 161 БК РФ указывает, что положения, установленные данной статьей, распространяются также и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Следует отметить, что иные полномочия, возложенные на учреждение в соответствии с положениями ст.ст. 158, 160.1, 160.2 БК РФ, передать иной организации (централизованной бухгалтерии) нельзя (смотрите также письмо Минфина России от 30 июня 2017 г. N 02-02-05/42411). Другими словами, передача полномочий по ведению бюджетного учета не освобождает казенное учреждение от осуществления иных бюджетных полномочий, установленных положениями БК РФ.
Учитывая изложенное, орган местного самоуправления (администрация сельского поселения) и казенное учреждение (учреждение культуры сельского поселения) вправе передать централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности на основании договора (соглашения).
Следует отметить, что согласно ст. 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, при передаче ведения бюджетного учета в централизованную бухгалтерию на возмездной основе казенному учреждению необходимо обосновать такую передачу и подтвердить ее экономическую эффективность. Если ведение бюджетного учета учреждения централизованной бухгалтерией является экономически неэффективным и более затратным по сравнению с ведением учета бухгалтером казенного учреждения в обычном порядке, то в таком случае не исключено возникновение претензий со стороны контролирующих органов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона. Отношения, к которым не применяется Закон N 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Заключение договоров об оказании указанных в вопросе услуг к таким исключениям не отнесено.
В силу ч. 1 ст. 1, п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ казенные учреждения являются муниципальными заказчиками и обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. То есть в случае возмездного приобретения казенным учреждением товаров, работ, услуг такое приобретение должно осуществляться с соблюдением закупочных процедур, установленных Законом N 44-ФЗ. Соглашение об оказании услуг по ведению бюджетного учета, как следует непосредственно из предмета этого договора, представляет собой договор возмездного оказания услуг, заключение которого должно осуществляться с соблюдением норм Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

16 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Все консультации данной рубрики