Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
11.12.2017
- Центром занятости в октябре 2016 года выявлен факт незаконно полученного пособия по безработице (при повторном обращении) безработным гражданином (вина гражданина). В результате перерасчета в октябре 2016 года долг гражданина за предшествующий год составил 20 000 руб. На лицевой счет Департамента поступили от данного должника в ноябре 2016 года 4000 руб. и в декабре 2016 года - 5000 руб. Таким образом, долг за клиентом на конец года составляет: 20 000 руб. - (4000 руб. + 5000 руб.) = 11 000 руб. Удержание не производилось.
Каков порядок отражения в бюджетном учете у администратора кассовых поступлений в бюджет (Департамента) и у администратора по начислению доходов в бюджет (центра занятости)? Каково отражение данной ситуации в годовой отчетности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете казенного учреждения, осуществляющего отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, дебиторская задолженность в сумме излишне выплаченного пособия по безработице отражается с применением балансового счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".
Поступление средств в погашение указанной дебиторской задолженности на лицевой счет администратора доходов бюджета, осуществляющего отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, отражается по дебету счета 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет".
Для отражения расчетов по доходам бюджета между субъектами бюджетной отчетности применяются счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и 304 04 "Внутриведомственные расчеты".
Обоснование вывода:
Факт незаконно полученного безработным гражданином пособия по безработице, произошедший по его вине, рассматривается в качестве ущерба, нанесенного государственному (муниципальному) учреждению. В бюджетном учете доходы в виде компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). Расчеты по компенсации затрат учитываются с применением счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н, п. 85 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н).
При этом факт выявления переплаты пособия по вине его получателя отражается в бюджетном учете казенного учреждения путем начисления доходов в сумме требований к гражданину в соответствии с п. 86 Инструкции N 162н.
Отметим, что суммы выявленных переплат пособий подлежат учету на забалансовом счете 16 "Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок" на основании актов ревизий, проверок и соответствующих других документов (п. 363 Инструкции N 157н) В то же время согласно письму Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-10/78429 принятие на забалансовый учет по счету 16 сумм переплат пенсий и пособий осуществляется в случаях, если переплата возникла:
- вследствие неправильного применения норм законодательства (при условии отсутствия счетной ошибки со стороны сотрудника учреждения);
- по вине допустившего переплату сотрудника учреждения, в том числе вследствие счетной ошибки.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для принятия к учету на забалансовом счете 16 выявленной суммы переплаты пособия, образовавшейся по вина получателя пособия.
Для учета расчетов по суммам доходов, подлежащих зачислению в доход соответствующего бюджета, при отсутствии у казенного учреждения полномочий администратора кассовых поступлений по платежам в бюджет, а также для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (казенным учреждением), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, применяются счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет", 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п.п. 260-263 и 276 Инструкции N 157н). Счет 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" предназначен, в частности, для учета учреждением, наделенным полномочиями администратора кассовых поступлений, операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей (п. 227 Инструкции N 157н).
По закрытии финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 304 04 "Внутриведомственные расчеты", должны быть отражены у казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (п.п. 109, 122 Инструкции N 162н).
На основании изложенного и положений Инструкции N 162н рассматриваемая ситуация может быть отражена в бюджетном учете следующим образом.
В соответствии с положениями Инструкции N 162н в рассматриваемой ситуации в бюджетному учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению доходов бюджета, могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
- отражено начисление задолженности гражданина перед учреждением в сумме компенсации неправомерных расходов (в сумме 20 000,00 руб.);
2. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 209 30 660
- компенсация затрат перечислена в доход бюджета, одновременно учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета (в сумме 20 000,00 руб.);
3. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- отражено зачисление в доход бюджета перечисленной суммы на основании возвращенного Извещения (форма 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений (в сумме 9000,00 руб. : 4000,00 руб. (в ноябре) и 5000,00 руб. (в декабре)).
В учете администратора кассовых поступлений в бюджет (органа исполнительной власти субъекта РФ):
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 304 04 130
- на основании полученного Извещения (форма 0504805) отражены ожидаемые поступления по доходам бюджета (в сумме 20 000,00 руб.);
2. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- отражено поступление доходов бюджета. Одновременно казенному учреждению направлено Извещение (форма 0504805) с отметкой о поступлении средств в доход бюджета (в сумме 9000,00 руб.: 4000,00 руб. (в ноябре) и 5000,00 руб. (в декабре)).
В результате отражения соответствующих корреспонденций счетов в бюджетном учете центра занятости по состоянию на отчетную дату останется задолженность перед бюджетом на балансовом счете 303 05 в сумме 11 000,00 руб., а в бюджетном учете департамента на счете 303 05 будет отражена аналогичная сумма дебиторской задолженности по доходам бюджета, ожидаемая к поступлению.
Дальнейшее погашение дебиторской задолженности путем перечисления на лицевой счет администратора кассовых поступлений может отражаться аналогичными бухгалтерскими записями (п.п. 2-3 - в части корреспонденций у казенного учреждения и п. 2 в части корреспонденций у администратора кассовых поступлений).
Формы бюджетной отчетности и порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).
Остаток на конец года по счету 303 05 отражается в отчетности центра занятости по строке 380 Баланса (ф. 0503130), в отчетности департамент - по строке 515 Баланса (ф. 0503130) (п.п. 17, 18 Инструкции N 191н).
Показатели, сформированные по счету 304 04, отражаются в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), составляемым центром занятости и департаментом (п.п. 23, 28 Инструкции N 33н).
В Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123), формируемом департаментом, сумма поступившей в доход бюджета компенсации затрат отражается по строках 050, 052 (п.п. 149, 150 Инструкции N 191н).
Задолженность, учтенная на счете 303 05, отражается в графах 5 и 9 раздела I Сведений по дебиторской задолженности (ф. 0503169), заполняемой администратором кассовых поступлений, и в графах 5 и 9 раздела I Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503169) казенного учреждения (п. 167 Инструкции N 191н).
Операции по закрытию счетов отражаются в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (п.п. 43, 44 Инструкции N 191н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
24 ноября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним