Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

12.12.2017
ВОПРОС:
У организации имеется в собственности грузовой эвакуатор. При проведении эвакуации автомобиля заказчика услуги весовым контролем было установлено превышение предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства (грузового эвакуатора) более чем на 50%. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 12.21.1. КоАП РФ. Однако по указанной статье ответственность наступает за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, в то время как организация осуществляла эвакуацию транспортного средства. Правомерно ли в данной ситуации привлечение организации владельца грузового тягача, осуществлявшей эвакуацию транспортного средства заказчика, к административной ответственности по ст. 12.21.1. КоАП РФ?
ОТВЕТ:

Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза или нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства или допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями ч.ч. 5-10 указанной статьи*(1).
Федеральный закон N 257-ФЗ определяет тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ (п. 17 ст. 3).
Из содержания данной нормы следует, что тяжеловесное транспортное средство может являться таковым как в силу конструктивных и технических характеристик самого транспортного средства, так и в связи с осуществлением перевозки тяжеловесного груза (решение Верховного Суда РФ от 10 мая 2017 г. N АКПИ17-138).
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) под грузом понимается материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. С учетом этого понятия в рассматриваемой ситуации автомобиль заказчика можно квалифицировать как груз, принятый для перевозки с помощью грузового эвакуатора.
Параметры отнесения перевозимого груза к тяжеловесному определены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила N 272).
В абзаце пятом п. 5 Правил N 272 дано определение понятия "тяжеловесный груз " как груза, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1, так и груза, масса которого превышает допустимые осевые нагрузки на ось транспортного средства согласно приложению N 2 к Правилам N 272. В приложении N 2 к Правилам N 272 приводится таблица данных с допустимыми осевыми нагрузками колесных транспортных средств, которые определяются в зависимости от расстояния между сближенными осями этих транспортных средств.
Как отмечено в решении Верховного Суда РФ от 10 мая 2017 г. N АКПИ17-138, требование о необходимости соблюдения допустимых осевых нагрузок в отношении тяжеловесного груза соответствует понятию тяжеловесного транспортного средства, предусмотренному п. 17 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
В ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта императивно предписано, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ. В случае нарушения данного предписания указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50% без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50% влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей (смотрите, например, решение Приморского краевого суда от 18 апреля 2017 г. по делу N 21-383/2017, решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 15 августа 2017 г. по делу N 12-113/2017, Новгородского областного суда от 19 сентября 2017 г. по делу N 7-177/2017).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, образует движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50% без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50%.
В качестве объекта состава указанного административного правонарушения выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного решение Приморского краевого суда от 18 апреля 2017 г. по делу N 21-383/2017 КоАП РФ, могут быть граждане (водители транспортных средств), должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица, в отдельных случаях - собственники транспортных средств. Указанные субъекты административного правонарушения подлежат ответственности только при наличии вины.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение организации к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ является правомерным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

23 ноября 2017 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Оформление и выдача специального разрешения производятся в соответствии с Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258.
Смотрите также Административный регламент Росавтодора предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов РФ или в международном сообщении, утвержденный приказом Минтранса России от 28 марта 2013 г. N 107.

 

Все консультации данной рубрики