Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
10.02.2012
- За счет каких средств должны содержаться нежилые помещения, предоставляемые федеральным бюджетным учреждением с разрешения учредителя в безвозмездное пользование другим некоммерческим организациям, в том числе должна производиться уплата налогов (налога на имущество, земельного налога)?
Может ли учредителем выделяться субсидия на содержание такого имущества?
Положениями п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ) установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, сданного в аренду*(1).
А вот в отношении имущества, предоставляемого бюджетным учреждением в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит.
Данное обстоятельство находится в "поле зрения" специалистов финансового ведомства. При этом они отмечают, что "...учредитель, принимающий решение о передаче такой площади в безвозмездное пользование другому учреждению обязан решить вопрос и о том, кто будет осуществлять расходы на ее содержание..."*(2).
В рассматриваемом случае возможно выделить следующие способы финансового обеспечения содержания недвижимого имущества, переданного бюджетным учреждением на праве безвозмездного пользования.
1. В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в силу ст. 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Поэтому вполне обоснованно будет решение учредителя о невыделении бюджетному учреждению в составе субсидии средств на содержание недвижимого имущества, передаваемого в безвозмездное пользование.
При этом содержание данных помещений может, например, осуществляться учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности с последующей компенсацией данных расходов ссудополучателем.
А вот в отношении возмещения ссудополучателем суммы налогов желательно иметь в виду следующую правовую позицию.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. По смыслу данной нормы обязанность уплачивать налоги является индивидуальной для каждого налогоплательщика и не может возлагаться им на других лиц, в том числе и по договору. Каждый налогоплательщик должен самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять оплату налогов (смотрите определение КС РФ от 22.01.2004 N 41-О).
Ни нормами налогового законодательства, ни нормами гражданского законодательства, регулирующими отношения по договорам безвозмездного пользования, не установлена обязанность ссудополучателя уплачивать налоги за ссудодателя (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2011 N Ф08-2936/11 по делу N А32-16277/2010, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 N 16АП-2306/11).
В то же время нормы налогового и гражданского законодательства не запрещают соглашения о возмещении налогов по договорам возмещения затрат при безвозмездном пользовании имуществом (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009). Поэтому в настоящее время весьма распространена практика включения в договоры ссуды условий о возмещении ссудополучателем и соответствующих налогов*(3).
2. Однако вовсе не исключена ситуация, при которой возмещение расходов ссудополучателем на содержание помещений, переданных ему бюджетным учреждением в пользование, договором не будет предусматриваться. Необходимость заключения отдельных договоров безвозмездного пользования в подобном порядке может вытекать, в частности, из соответствующих требований учредителя.
В этом случае мы не исключаем и возможность финансового обеспечения содержания данных помещений учредителем.
При этом следует помнить, что целевым характером субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, предусматривающей в том числе и расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, является именно обеспечение выполнения этого задания.
А поскольку имущество учреждения, переданное в безвозмездное пользование, фактически не используется учреждением для выполнения задания, то и суммы выделяемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии, по нашему мнению, не должны предусматривать компенсации расходов по содержанию этого имущества.
В то же время полагаем, что согласно абзацу второму п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетному учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться и расходы по содержанию недвижимого имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты финансового ведомства рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям. При этом в Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
26 января 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также п. 30 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527.
*(2) Вопрос: Осуществляется ли собственником финансовое обеспечение содержания недвижимого имущества находящегося на праве оперативного управления, если в аренду сданы незначительные площади... (смотрите "Горячую линию" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ по ссылке: http://forum.iminfin.ru/viewtopic.php?f=2&t=56&p=246&hilit).
*(3) Смотрите, например:
- письма Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86, УФНС России по г. Москве от 09.01.2008 N 18-11/000184@, от 20.08.2007 N 20-05/078880.2;
- п. 2.4.7 "Формы типового договора безвозмездного пользования...", утвержденной приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области от 03.03.2010 N 2-н;
- п. 4.4.12 "Примерного договора безвозмездного пользования...", утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18.06.2009 N 303-П;
- п. 8.5 приложения N 3 к постановлению администрации города Рязани от 09.07.2010 N 2922;
- п. 2.1.12 "Типовой формы договора безвозмездного пользования имущества...", утвержденной решением Совета депутатов города Удомля от 14.07.2007 N 120.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним