Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.12.2017
ВОПРОС:
Могут ли граждане припарковывать свой автомобиль возле МКД? Если нет, то можно ли привлечь их к ответственности?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, изложенным в письме от 07.12.2011, понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому общее собрание собственников квартир может принять решение как об организации автопарковки, так и о запрете стоянки автотранспорта на придомовой территории (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 05.09.2011 по делу N 33-8950, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.02.2012, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://www.gcourts.ru/case/3728887), решение Клинского городского суда Московской области от 10.12.2013 по делу N 2-2865/13).
Таким образом, использование придомовой территории и всех элементов благоустройства на прилегающей к жилому дому территории является правом всех собственников помещений данного многоквартирного дома, что соответствует нормам ст.ст. 36, 44 ЖК РФ, разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", пп. "е", "ж" п. 2 Правил N 491, п. 4 Раздела 4 Главы IV Правил благоустройства территории Муниципального образования Энергетикского поссовета Новоорского района Оренбургской области, утвержденных решением Совета депутатов Муниципального образования Энергетикский поссовет от 31.03.2015 N 263 (далее - Правила благоустройства), и они вправе принять на общем собрании решение об условиях парковки транспорта, распределении парковочных мест и т.п. Как правило, для этих целей управляющая организация (или иная организация, осуществляющая управление общим имуществом многоквартирного дома) разрабатывает соответствующие положения. Если кто-либо из собственников помещений многоквартирного дома не участвовал в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев его обжаловать в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).
Вместе с тем надлежит учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 12 указанного закона при проектировании, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В частности, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, нормативно установлен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки. Например, от фасадов жилых домов и торцов с окнами открытые автостоянки и паркинги вместимостью 10 и менее машино-мест должны располагаться на расстоянии не менее 10 м. Парковка автомобилей вплотную к жилому дому нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства и может быть расценена как административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п.п. 17.2, 17.4 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ПДД), в жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка*(1) с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест; подобный запрет распространяется также и на дворовые территории. Водители, допускающие стоянку автомобиля с работающим двигателем на придомовой территории, подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
В п.п. 3, 7 Раздела 4 Главы IV Правил благоустройства предписано, что хранение и стоянка личного автотранспорта на придомовых, дворовых и внутриквартальных территориях допускается в один ряд и не должны затруднять продвижение уборочной и специальной техники*(2). Хранение и отстой на перечисленных территориях грузового и коммерческого автотранспорта, в том числе частного, не допускается. Парковки автотранспорта и автотранспорт не должны размещаться на детских и спортивных площадках, в местах отдыха, на газонах; препятствовать пешеходному движению. Нарушение утвержденных поселением Правил благоустройства территорий образует самостоятельный состав административного правонарушения, санкции за которые устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ (смотрите решение Арбитражного суда Магаданской области от 21 июля 2015 г. по делу N А37-517/2015). Для Оренбургской области, к примеру, основанием для привлечения виновного лица к ответственности за подобное правонарушение является ст. 14 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 N 489/55-III-ОЗ "Об административных правонарушениях в Оренбургской области".
Как разъяснили высшие судебные инстанции в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Поэтому собственник помещения в многоквартирном жилом доме, около которого стоянка или парковка автотранспортных средств осуществляется с нарушением установленных норм, вправе защитить свои права посредством обращения в контролирующие органы или в суд (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14.01.2014 по делу N 33-595/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

22 ноября 2017 г.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу п. 1.2 ПДД стоянкой является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
*(2). Аналогичное требование содержится в п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". За нарушение требований пожарной безопасности положениями ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к которой могут привлекаться как граждане, так и организации, призванные обеспечивать надлежащее содержание придомовых территорий (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Перми от 23.07.2012 по делу N 12-384/12).

 

Все консультации данной рубрики