Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
21.12.2017
- Организация оказывает населению услуги связи. Организация не применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В отдельных случаях с использованием бланков строкой отчетности организация принимает платежи в виде абонентской платы (на бланках по бывшей типовой форме для услуг связи N 47) и за работы мастера по прокладке кабеля и т.п. работы в квартирах абонентов (на бланках по бывшей типовой форме БО-1). В перечисленных случаях денежные средства принимаются от абонентов на дому. В офисах осуществляется прием платежей с использованием онлайн-ККТ.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 290-ФЗ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 337-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 01.07.2019.
Имеет ли право организация воспользоваться указанной льготой и применять бланки строгой отчетности до 01.07.2019?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выполнении работ, оказании услуг (в т.ч. телекоммуникационных услуг) населению организация (не применяющая систему налогообложения в виде ЕНВД) вправе до 1 июля 2019 года при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ при условии выдачи бланка строгой отчетности, оформленного в соответствии требованиями Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 359.
Отметим, что утвержденные ранее письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 документы строгой отчетности в настоящее время при расчетах без применения ККТ не могут использоваться в качестве БСО, оформляемого взамен кассового чека.
При этом форма БСО может быть разработана организацией самостоятельно, при соблюдении требований указанного Положения. В частности:
- иметь все реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения;
- бланк БСО должен быть изготовлен типографским способом. В этом случае он дополнительно к реквизитам, указанным в п. 3 Положения, должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) либо БСО может быть изготовлен с использованием автоматизированных систем (к которым установлены специальные требования).
Обоснование вывода:
Применение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).
С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ), которым предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее - онлайн-касса). При этом для некоторых лиц Законом N 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-кассы.
Так, при осуществлении расчетов могут не применять ККТ следующие лица:
1. До 1 июля 2018 года:
1.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (далее - ПСН), а также организации и ИП, которые перешли на уплату ЕНВД, при осуществлении всех видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в том числе и при оказании бытовых услуг (пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ)).
Данные субъекты (ИП на ПСН или организации и ИП, уплачивающие ЕНВД) могут не применять ККТ только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ)) (ч. 7 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
1.2. Организации или ИП, которые в соответствии с Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) вправе были не применять ККТ (ч. 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
1.3. Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
2. До 1 июля 2019 года:
2.1. Организации и ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры (далее - наемных работников) (ч. 11.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ).
2.2 Организации и ИП, которые перешли на уплату ЕНВД или ИП, которые применяют ПСН, при соблюдении следующих условий (ч. 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ):
1) указанные лица осуществляют виды деятельности, предусмотренные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением осуществления розничной торговли и услуг общественного питания;
2) ИП, которые осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общественного питания самостоятельно (т.е. указанные ИП не имеют наемных работников);
3) ИП, применяющие ПСН, осуществляют виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;
4) ИП, применяющие ПСН, осуществляют виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45-48, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, самостоятельно (т.е. указанные ИП не имеют наемных работников).
Данные субъекты (ИП на ПСН или организации и ИП, уплачивающие ЕНВД) могут не применять ККТ только при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (ч. 7.2 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ).
2.3 Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, оказывающих услуги общественного питания, и имеющих наемных работников).
Данные лица вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ).
Таким образом, организация, оказывающая услуги населению, до 1 июля 2019 года вправе не применять ККТ, в следующих случаях:
- она применяет систему налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг, указанных в распоряжении Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р, - при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (ч. 7.2 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в редакции Закона N 337-ФЗ);
- она не применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, но при расчетах с населением за выполненные работы, оказанные услуги (о перечне таких услуг смотрите ниже) вместо применения ККТ выдает БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ (в редакции Закона N 337-ФЗ)). Обращаем внимание, что указанное право (БСО вместо применения ККТ) распространяется на организации, которые не применяют систему налогообложения в виде ЕНВД при оказании услуг населению.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации Ваша организация имеет право не применять ККТ (до 01.07.2019 года) при соблюдении двух условий:
- рассматриваемые работы (услуги) оказываются населению;
- при расчете выдается соответствующий БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ).
Перечень работ и услуг населению
До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденными приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-01-15/7511).
В новых классификаторах ОКВЭД 2 и ОКПД 2 услуги населению отдельно не выделены. Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).
Кроме этого, можно воспользоваться приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
В указанном документе присутствуют, например, следующие услуги связи:
1. Телекоммуникационные услуги (код ОКВЭД2 61), в частности:
- деятельность в области связи на базе проводных технологий (код 61.10);
- деятельность в области связи на базе беспроводных технологий (61.20);
- деятельность в области телекоммуникаций прочая (61.90).
2. Телекоммуникационные услуги (код ОКПД2 61), в частности:
- услуги по узко- и широкополосному доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет по проводным сетям (коды 61.10.42 и 61.10.43);
- услуги связи для целей кабельного вещания (коды 61.10.51, 61.10.52, 61.10.53).
Таким образом, возможность вместо применения онлайн-касс выдавать при расчетах БСО (до 01.07.2019), поставлена в зависимость от фактически осуществляемой деятельности. И если данная деятельность связана с выполнением работ и (или) оказанием услуг непосредственно населению, то организация вправе до 1 июля 2019 г. не применять ККТ при проведении расчетов за данные услуги, оформляя БСО в порядке, утвержденном Постановлением N 359.
Отметим, что в письме Минфина России от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213 отмечено, что БСО можно применять при оказании услуг населению, хотя прямо и не поименованных в ОКУН, но являющихся по своему характеру услугами населению, близкими к виду услуг, названных в ОКУН, и что использование БСО, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ в случае, если эти услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН в качестве услуг населению.
Таким образом, сегодня применять БСО можно при выполнении работ, оказании услуг физическим лицам, как поименованных в ОКВЭД 2 или ОКПД 2, так и прямо не поименованных в них, но являющихся по своему характеру услугами населению.
Порядок оформления БСО
Обращаем внимание, что, как указывалось в письме Минфина России от 26.01.2009 N 03-01-15/1-27, форма бланка БО-1, утвержденная письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 в качестве документа строгой отчетности, с 1 декабря 2008 года для целей осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники использоваться не может (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 01.04.2008 N 22-12/33435, постановление Двадцатого ААС от 21.10.2015 N 20АП-5790/15).
При применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), необходимо руководствоваться упоминаемым выше Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, далее - Положение) (письма Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348, от 28.09.2017 N 03-01-15/63178).
Данное Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения).
Если иное не предусмотрено п.п. 5-6 Положения, организация, оказывающая услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется (письма Минфина России от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651, от 07.12.2015 N 03-11-11/71377, от 29.06.2015 N 03-01-15/37230).
Иными словами, организация при выполнении работ, оказании услуг населению (в том числе и услуг связи) вправе при осуществлении наличных денежных расчетов не применять ККТ, а использовать самостоятельно разработанный бланк БСО, в котором должны содержаться обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения (письма Минфина России от 29.01.2013 N 03-01-15/1-14, от 16.12.2010 N 03-01-15/9-259, от 10.12.2008 N 03-01-15/12-374, УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 N 17-15/129849).
В соответствии с п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Необходимо иметь в виду, что при выдаче БСО, сформированных без соблюдения требований, предусмотренных Положением, или при отсутствии обязательных реквизитов такая выдача расценивается судами как отсутствие выдачи БСО (постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А44-1652/2009 и от 29.04.2009 N А32-18480/2008-56/286-13АЖ).
В соответствии с п. 8 Положения при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:
а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в п.п. 5 и 6 Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;
б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.
Если используемый организацией БСО отвечает указанным требованиям, он может до 1 июля 2019 года выдаваться при расчетах взамен применения ККТ организацией, выполняющей работы, оказывающей услуги населению.
К сведению:
Некоторыми специалистами высказывается мнение, что в случае регистрации онлайн-кассы лицом, который в силу переходных положений ст. 7 Закона N 290-ФЗ, может не применять ККТ при условии, в частности, выдачи покупателю БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), такое лицо обязано все расчеты осуществлять с применением ККТ. То есть нельзя одновременно выписывать БСО (например, при осуществлении расчетов вне офиса), и использовать онлайн-кассу (при осуществлении расчетов в офисе).
При этом указанное мнение специалистов основывается на ч. 4 ст. 7 Закона N 290-ФЗ. Напомним, что в соответствии с указанной нормой организации и ИП, обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением осуществления расчетов в отдаленных от сетей местностях (в силу п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).
По нашему мнению, учитывая положения ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ в ч. 4 данной статьи речь идет о том, что после указанной в ней даты (01.02.2017) регистрация ККТ возможна только при условии заключения договора с ОФД и передачи фискальных данных в электронной форме. До 01.02.2017 можно было зарегистрировать ККТ старого формата (т.е. не обеспечивающую передачу данных по Интернету).
Положения Закона N 54-ФЗ и Закона N 290-ФЗ не содержат запрета на применение БСО в случае, если организация использует для расчетов в офисе онлайн-кассу. Таким образом, до 1 июля 2019 года неприменение контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих БСО является правом, а не обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, оказывающих услуги населению. При этом одновременное использование ККТ и БСО нормативными правовыми актами не запрещено (смотрите ответ Службы правового консалтинга ГАРАНТ на вопрос: Может ли учреждение в период с 01.01.2018 до 01.07.2018 совмещать применение бланков строгой отчетности (приходный ордер формы по ОКУД 0700002) и контрольно-кассовой техники? Или же учреждение после регистрации ККТ в налоговой инспекции обязано работать только на ККТ, без применения бланков строгой отчетности (с указанием ссылки на статью закона)?).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
1 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним