Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.02.2012
ВОПРОС:
Планируется заключение договора на выполнение работ на территории Республики Беларусь (ремонт взлетно-посадочной полосы аэродрома).
Каков порядок налогообложения у российской организации при выполнении работ на территории Республики Беларусь?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Местом реализации работ по ремонту взлетно-посадочной полосы признается территория Республики Беларусь. Следовательно, ставка НДС, а также порядок его уплаты будут осуществляться в соответствии с законодательством этого государства.
Сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые будут использоваться налогоплательщиком для осуществления операций по выполнению работ, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, к вычету не принимают, а учитывают в стоимости этих товаров (работ, услуг). В случае, если по каким-либо товарам (работам, услугам), подлежащих к использованию при выполнении рассматриваемых работ, суммы НДС уже были приняты к вычету, их следует восстановить.
В составе доходов должна быть учтена вся сумма в соответствии с договором, в том числе и сумму НДС, уплаченную в бюджет Республики Беларусь. Но при этом, по мнению Минфина России, сумму НДС нельзя учесть в составе расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. В случае, если организация примет иное решение, возникновение спора с налоговыми органами неизбежно.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ТС).
При осуществлении сделок между налогоплательщиками государств - членов таможенного союза внутри таможенного союза организациям необходимо руководствоваться, в частности:
- Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Протокол) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об информации) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).
Согласно ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Соответственно, налоговая база, ставка НДС, а также порядок его взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) будут осуществляться в соответствии с законодательством того государства, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
При этом место реализации работ (услуг) определяется в зависимости от вида работ (услуг), имущества, в отношении которого выполняются соответствующие работы (услуги) и других критериев, установленных Протоколом, то есть для разного вида работ (услуг) предусмотрен соответствующий порядок определения места их реализации.
Отметим, что взлетно-посадочная полоса относится к недвижимому имуществу.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 3 Протокола местом реализации работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, признается территория государства - члена таможенного союза, на территории которого находится это недвижимое имущество. Таким образом, для определения места реализации работ, связанных непосредственно с недвижимым имуществом, не имеют значения никакие иные факторы, помимо местонахождения самого имущества. Поэтому местом реализации работ по ремонту объекта недвижимости, который находится на территории Республики Беларусь, будет признана территория Республики Беларусь. Следовательно, и выполнение работ на указанном объекте недвижимости будет облагаться НДС в соответствии с законодательством этого государства.
В связи с этим обстоятельством российская организация при выполнении работ на белорусской территории может быть признана плательщиком НДС. И в этом случае указанный налог необходимо будет уплатить в белорусский бюджет.
Отметим, что в указанной ситуации налог в бюджет Республики Беларусь будет уплачиваться контрагентом - резидентом Беларуси, выступающим в данном случае налоговым агентом. Следовательно, выручку на свой счет в банке, расчетный или валютный, организация может получить уже без суммы НДС.
Поэтому перед заключением договора рекомендуем подробнее ознакомиться с порядком налогообложения на территории Республики Беларусь у своего контрагента. И только после этого прописывать в договоре порядок исчисления и уплаты НДС, включая порядок исполнения обязательства по уплате НДС белорусским контрагентом.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Протокола документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:
- договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств-членов таможенного союза;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг (акт об оказании услуг);
- иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

Вычеты по НДС

Подпунктом 2 п. 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные российской организации на территории РФ при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при выполнении работ, местом реализации которых территория не является, к вычету не принимаются и учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.
Таким образом, сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые будут использоваться налогоплательщиком для осуществления операций по выполнению работ, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, к вычету не принимают, а учитывают в стоимости этих товаров (работ, услуг). В том случае, если в процессе выполнения работ будут задействованы, например, какие-либо материалы (товары), по которым НДС ранее уже был принят к вычету, суммы НДС по таким товарам подлежат восстановлению в порядке, установленном ст. 170 и п. 6 ст. 171 НК РФ (письмо Минфина России от 04.05.2009 N 03-07-07/38).
При этом восстановленные суммы налога в стоимость указанных товаров (работ, услуг) не включаются, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги) были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления работ на территории республики Беларусь.
Следует напомнить, что если в налоговом периоде наряду с выполнением работ за пределами РФ организацией будут осуществляться также операции, облагаемые НДС, то у организации возникнет обязанность по ведению раздельного учета сумм НДС, предъявленных организации при приобретении товаров (работ, услуг) в порядке, установленном п. 4 ст. 170 НК РФ.
Право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ о необходимости ведения раздельного учета сумм НДС возникает у налогоплательщика в отношении тех налоговых периодов, в которых доля совокупных расходов на выполнение работ, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% от общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым при выполнении работ в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 30.11.2011 N 03-07-07/78, от 22.02.2007 N 03-07-08/24).

Вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь

Суммы налога, уплаченные белорусским поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь, в составе налоговых вычетов для целей исчисления НДС не учитываются.
Кроме того, по мнению Минфина России, "уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства НДС, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации также не учитывается" (смотрите, например, письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/303).

Налог на прибыль

В силу п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
По общему правилу, установленному главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Однако, по мнению Минфина России, учесть в составе расходов сумму НДС, уплаченную в бюджет иностранного государства, нельзя. Объясняется это тем, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, на основании которого при определении налоговой базы могут быть учтены только налоги и сборы, исчисленные в соответствии с российским законодательством (письма Минфина России от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813).
Иное мнение высказывают арбитражные судьи. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А56-4991/2009 указывается, что расходы российской организации, выполняющей работы (оказывающей услуги) на территории иностранного государства, в виде сумм косвенного налога, удержанного иностранным агентом, могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии соответствия их критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Таким образом, если организация будет придерживаться позиции Минфина России, то в составе доходов для целей исчисления налога на прибыль следует учесть всю сумму в соответствии с заключенным договором с учетом НДС, подлежащего удержанию белорусским резидентом согласно законодательству Республики Беларусь. В ином случае возникновение спора с налоговыми органами неизбежно.
Материальные, транспортные и любые другие расходы, произведенные организацией как на территории РФ, так и на территории Республики Беларусь с целью получения дохода от реализации выполненных работ по ремонту взлетно-посадочной полосы, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ).
Налоговая база по налогу на прибыль в рассматриваемой ситуации определяется в общеустановленном порядке, как полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов.
В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).
В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Согласно ст. 7 Соглашения прибыль от предпринимательской деятельности российской организации может облагаться налогом в Республике Беларусь, только если российская организация осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство.
Термин "постоянное представительство" для целей применения Соглашения означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве (например строительный объект, филиал и т.п.) (ст. 5 Соглашения).
Таким образом, прибыль российской организации от выполнения ремонтных работ на территории Республики Беларусь может облагаться налогом на прибыль в Республике Беларусь только в том случае, если указанная деятельность приведет к образованию постоянного представительства российской организации для целей налогообложения в Республике Беларусь.
В ином случае прибыль от выполнения российской организацией работ на территории Республики Беларусь подлежит налогообложению для целей исчисления налога на прибыль только на территории РФ.
Поэтому в случае, если белорусская сторона удержит с доходов Вашей организации налог в соответствии с законодательством Республики Беларусь, зачет удержанной суммы при уплате Вами налога на прибыль в РФ в соответствии со ст. 20 Соглашения произведен быть не может (письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 02.07.2003 N 26-12/36037).
В этом случае российская организация вправе обратиться в соответствующий налоговый (финансовый) орган Республики Беларусь для осуществления процедуры возврата налога, удержанного с ее доходов источником выплаты в Республике Беларусь. В случае отказа в возврате удержанных сумм налога российской организации следует обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с целью осуществления взаимосогласительной процедуры на основании ст. 22 Соглашения.
В то же время УФНС России по г. Москве в письме от 05.03.2010 N 16-15/023299@ обращает внимание российских организаций, что они "обязаны получить подтверждение своего постоянного местопребывания в Российской Федерации. Подробная информация о порядке получения такого подтверждения - на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru". По нашему мнению, такое подтверждение должно быть получено до исполнения сторонами договора своих обязательств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

27 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики