Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.02.2012
- Бюджетное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, приобрело автомобиль и поставило его на учет. После этого оно заключило договор по установке дополнительного оборудования на автомобиль. Выполнив работы, подрядчик выставил акт выполненных работ, в котором указаны:
- стоимость самих работ - 5325 руб.;
- стоимость расходных материалов - 29 415 руб., в том числе защита картера - 2700 руб., коврик салона - 1500 руб., автосигнализация - 4900 руб., дефлекторы - 1 000 руб., фары противотуманные - 5850 руб., провода - 80 руб., кронштейны - 25 руб., реле - 80 руб. и т.п.
Как списывается стоимость самих работ (5325 руб.), понятно.
Как правильно учесть расходные материалы на сумму 29 415 руб.?
Квалификация работ по установке определенных частей и оборудования на объекты нефинансовых активов традиционно вызывает большое количество споров. В этой связи отметим, что установка на объекты основных средств каких-либо частей, ранее на таких объектах не установленных, не является достаточным условием для "автоматической" квалификации работ в качестве модернизации (дооборудования).
Существуют различные субъективные подходы к вопросу организации учета дополнительного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства как до формирования их первоначальной стоимости, так и в ходе эксплуатации. Как правило, специалисты предлагают учитывать такое оборудование в составе единого объекта транспортных средств*(1).
В то же время, как показывает судебная практика, нередко встречается точка зрения, согласно которой установленное дополнительное оборудования в составе единого объекта транспортных средств учету не подлежит (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, от 04.07.2005 N А56-47890/04, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458,3474/2007).
Сложность рассматриваемого вопроса заключается еще и в том, что специалисты финансового ведомства, как правило, в своих разъяснениях ограничиваются либо общими фразами, либо высказывают свою позицию в статьях и неофициальных разъяснениях.
Учитывая вышеизложенное, считаем наиболее оправданным с методологической точки зрения подход, основанный на следующих принципах:
- формирование наиболее полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете");
- результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ).
Руководствуясь данными принципами, представляется возможным сформулировать следующие правила.
1. Если установка дополнительного оборудования связана с доведением характеристик объекта до параметров, изначально предусматриваемых при принятии решения о приобретении транспортного средства или в результате такой установки транспортное средство приобрело новые дополнительные функции или изменились показатели его работы, и раздельное их применение будет невозможно, то все связанные с подобными работами расходы могут быть учтены в стоимости такого объекта. Косвенно обоснованность такого подхода подтверждается и разъяснениями специалистов уполномоченных органов*(2).
2. В иных случаях смонтированное дополнительное оборудование может быть учтено в общем порядке в соответствии с требованиями, установленными "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)*(3).
В рассматриваемой ситуации уполномоченными должностными лицами учреждения на основе их профессиональной оценки был сделан вывод, что в результате установки дополнительного оборудования транспортное средство не приобрело новых дополнительных функций, а также не изменились показатели его работы. Следовательно, квалифицировать выполненные работы в качестве дооборудования и, как следствие, увеличить стоимость транспортного средства учреждение не может.
В то же время определить конкретный порядок учета установленного дополнительного оборудования в соответствии с критериями Инструкции N 157н могут только должностные лица учреждения*(4).
Напомним, что материальные объекты принимаются учреждением к бюджетному учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Кроме того, объект не должен быть прямо не отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н, а также к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции, товарам.
Если указанные в вопросе материальные объекты удовлетворяют вышеперечисленным требованиям, они могут быть приняты к учету в качестве основных средств, а стоимость остальных объектов (включенная в общую смету работ) будет учтена при формировании финансового результата текущего финансового года.
При этом в учете в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, следует отразить следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 302 26 730
- отнесены на финансовый результат затраты, связанные с установкой дополнительного оборудования (монтажные работы, а также стоимость расходных материалов (например, реле, проводов и т.д.));
2. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 302 26 730
- отражено формирование первоначальной стоимости дополнительно установленного оборудования, подлежащего учету в качестве самостоятельных объектов (например коврики салона);
3. Дебет КРБ 1 101 30 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
- приняты к учету объекты основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
25 января 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, следующие материалы (издания):
- "Ремонт автомобиля" (А.А. Комлева, "Бюджетный учет", N 8, август 2010 г.);
- "Автомобиль, запасные колеса, сигнализация, магнитола: вместе или отдельно?" (С.В. Булаев, "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2009 г.);
- Брызгалин А.В., Головкин А.Н. и др. "Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2011 год" - "Налоги и финансовое право", 2010 г.;
- Соснаускене О.И. "Учет автотранспорта и затрат на его содержание на предприятии" Учебно-практическое пособие. - "Дашков и К", 2008 г.
*(2) Вопрос: Бюджетным учреждением заключен договор на установку на катер, стоящий на его балансе, дополнительного оборудования (ветровое стекло, весла вольтметр, блок переключателей и пр.). По какой статье следует отразить расходы на оплату данного договора? ("Аудиторские ведомости", N 8, август 2010 г.).
*(3) Обратите внимание: оплата работ в полном объеме по статье 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты нефинансовых активов (письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).
*(4) В 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383). Данная правовая позиция актуальна и в нынешнем году.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним