Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
18.01.2018
- В состав бюджетного учреждения входят филиалы. Филиалам открыты лицевые счета в УФК. В соответствии с положением филиалы имеют право получать доходы с применением наличных, безналичных расчетов, ведут бухгалтерский, налоговый учет, самостоятельно открывают лицевые счета. Выручку сдают на свои лицевые счета. Должна ли быть единая кассовая книга по юридическому лицу? Остаток в кассе рассчитывать суммарно по юридическому лицу или отдельно по филиалам и головному учреждению? Как вести нумерацию приходных и расходных ордеров?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе учреждения и филиалов, а также порядок ведения кассовой книги может быть установлен юридическим лицом самостоятельно в рамках формирования своей учетной политики.
Обоснование позиции:
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом, руководитель филиала назначается юридическим лицом и действует на основании его доверенности. Филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
При ведении кассовых операций учреждения государственного сектора должны руководствоваться Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У), с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Однако необходимо отметить, что Указания N 3210-У определяют правила ведения кассовых операций в отношении юридических лиц. При этом порядок отражения и ведения кассовых операций у филиалов, выделенных на отдельный баланс, осуществляющих самостоятельное открытие и ведение лицевых счетов ни Указаниями N 3210-У, ни Инструкцией N 157н не урегулированы.
Лимит остатка наличных денег
В соответствии с п. 2 Указаний N 3210-У именно юридическое лицо своим распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму денег, которая может храниться в месте проведения кассовых операций, то есть лимит остатка наличных денег. При этом в части определения такого лимита в отношении подразделений юридического лица разъяснен порядок только в случае сдачи обособленным подразделением наличных денег на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке или в кассу юридического лица. В таком случае лимит остатка наличных денег устанавливается обособленному подразделению руководителем головной организации в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к Указанию N 3210-У.
В то же время в отношении филиалов учреждения, которым открыты лицевые счета в органе казначейства и которые наделены полномочиями по ведению бухгалтерского учета, соответственно, самостоятельно осуществляют операции с денежной наличностью через кассу обособленного подразделения, сдают выручку на свой лицевой счет Указания N 3210-У каких-либо разъяснений по вопросу кем и как устанавливается лимит остатка наличных денег не содержат.
С одной стороны, учитывая особый статус филиала, право устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе может быть закреплено за филиалом.
С другой стороны, филиал в соответствии с нормами законодательства не является юридическим лицом. Кроме того, филиал не является самостоятельным субъектом учета и отчетности (п. 4 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н). Так, с точки зрения стандарта субъектом бухгалтерского учета и отчетности является именно учреждение, а не филиал.
Так как данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок установления лимита остатка денежной наличности в кассе в отношении филиалов разрабатывается юридическим лицом (головным учреждением) самостоятельно и закрепляется в рамках формирования своей учетной политики. При этом юридическое лицо может либо оставить за собой право устанавливать лимит денежной наличности в кассе учреждения (филиалов), либо закреплять такую обязанность за каждым филиалом. При принятии решения, прежде всего, необходимо исходить из специфики деятельности учреждения.
Кассовая книга
Относительно ведения Кассовой книги (ф. 0504514) отметим следующее. Исходя из буквального прочтения Указания N 3210-У учреждение должно вести только одну Кассовую книгу (ф. 0504514). Для учреждений, имеющих обособленные подразделения, никаких исключений законодательством РФ не предусмотрено. Кассовая книга у таких учреждений должна быть единой. При этом действующие нормативные правовые акты не предусматривают исключений даже для обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс и имеющих отдельный лицевой (расчетный) счет.
Вместе с тем нормативными актами не определен конкретный способ ведения кассовой книги. В связи с этим юридическое лицо в рамках формирования учетной политики может, например, разработать способ ведения кассовой книги, при котором филиалам будут делегированы полномочия по ведению листов кассовой книги. Необходимость самостоятельного заполнения филиалами листов кассовой книги в рассматриваемой ситуации вытекает из обязанности своевременного внесения в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи денежной наличности. В целях реализации такого подхода может быть предусмотрено, что нумерация листов кассовой книги будет осуществляться филиалами самостоятельно. При этом порядковый номер каждого листа кассовой книги будет состоять из порядкового номера в хронологической последовательности с начала года и номера филиала (через префикс), в соответствии с положениями учетной политики. В таком случае необходимо также предусмотреть и порядок хранения листов кассовой книги. Так, пп. 4.6 п. 4 Указаний N 3210-У установлена обязанность передачи копии листов кассовой книги в головное учреждение. В то же время такая обязанность связана с необходимостью составления юридическим лицом отчетности. В данном случае филиал самостоятельно составляет отчетность, а головное учреждение формирует отчетность юридического лица на основании отчетности филиалов, а не листов кассовой книги. В таком случае, на наш взгляд, полномочия по хранению листов кассовой книги, сформированных филиалами, могут быть закреплены именно за филиалами с возложением ответственности за достоверность и своевременность данных отраженных в них и, соответственно, в отчетности. В целях организации внутреннего финансового контроля учетной политикой может быть предусмотрен способ и периодичность передачи информации о кассовых операциях, в том числе копий листов кассовой книги в головное учреждение.
По общему правилу все кассовые операции оформляются приходными (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) (п. 167 Инструкции N 157н). Первичные учетные документы кассир филиала формирует самостоятельно. Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке, а также регистрироваться в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003). Во избежание дублирования номеров учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрен специальный порядок нумерации кассовых ордеров в филиалах, например, с использованием в номере кассового ордера префикса (номера филиала).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
19 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним