Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

15.02.2012
ВОПРОС:
ТМЦ с собственного склада организации в г. Уфе перевозят на склад ответственного хранения в другом регионе, нанимается транспортная организация для перевозки. Склад ответственного хранения является профессиональным хранителем.
По заявке ТМЦ со склада ответственного хранения перевозят, нанимая транспортную организацию, на собственный склад Ванкор.
Передача материалов на склад ответственного хранения (и со склада ответственного хранения на собственный склад организации) производится по доверенности, выданной представителю автотранспортной организации.
Как отразить эти операции в бухгалтерском учете? Какие подтверждающие первичные документы должны оформляться?
Если при передаче на склад ответственного хранения материалы упаковываются в коробки, профессиональный хранитель учет ведет в коробках и, соответственно, материально ответственное лицо на складе Ванкор получает материалы, упакованные в коробки, то как материально ответственному лицу на складе Ванкор проверить фактическое наличие поступивших материалов с тем, что должно было поступить?
ОТВЕТ:

I. Услуги по хранению

Для учета материалов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (далее - план счетов) предусмотрен счет 10 "Материалы".
Для того чтобы отразить в бухгалтерском учете операцию по передаче материалов на хранение, организация может открыть к счету 10 отдельные субсчета, например субсчет "Материалы, переданные на хранение", по дебету которого будут учитываться материалы, переданные хранителю по кредиту - возвращенные хранителем.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При оформлении операций по договору хранения для учета приема-передачи и возврата товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), переданных от поклажедателей на хранение организации-хранителю, постановлением Российского статистического агентства от 09.08.1999 N 66 (далее - Постановление N 66) утверждены унифицированные формы - Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N MX-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N MX-3). Постановлением N 66 утверждены также Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету продукции, ТМЦ в местах хранения.
Так, Акт по форме N МХ-1 применяется для учета приема-передачи ТМЦ, переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю.
Акт по форме N МХ-3 применяется для учета возврата поклажедателю ТМЦ, принятых организацией-хранителем на хранение.
В данном случае у организации - владельца переданных на хранение ТМЦ право собственности на передаваемые материалы к хранителю не переходит.
Организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги, признаваемая товарным складом, в соответствии с п. 1 ст. 912 ГК РФ, обязана в подтверждение принятия товара на хранение выдать один из следующих документов:
- двойное складское свидетельство;
- простое складское свидетельство;
- складскую квитанцию.
Требования к оформлению и заполнению складской квитанции ГК РФ не установлены, следовательно, фирма-хранитель вправе разработать собственную форму складской квитанции.
Кроме того, поклажедатель и организация-хранитель могут предусмотреть в договоре хранения оформление и других документов. В частности, возможно составление по окончании месяца (недели) сводного двухстороннего акта либо отчета с указанием объема и стоимости оказанных услуг за отчетный период исходя из согласованных тарифов.
Для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом только в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором (письмо Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33).
Таким образом, если договором хранения не предусмотрено ежемесячное оформление акта приема-передачи услуги, то договор хранения, акт приема-передачи имущества (МХ-1), акт возврата из хранения ценностей (МХ-3), счета хранителя и платежные поручения на оплату его услуг будут являться достаточным документальным подтверждением расходов, понесенных организацией-поклажедателем.
Если согласно договору хранения основанием для начисления ежемесячной платы является подписанный акт приема-передачи услуги, то его составление обязательно.
По договору хранения расходом выступают затраты, понесенные организацией непосредственно за хранение материалов.
Вознаграждение, уплаченное хранителю, признается в бухгалтерском учете поклажедателя расходом по обычным видам деятельности (п. 5 и 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Таким образом, организация, передавшая груз на хранение, должна иметь следующие документы:
- акт выполненных работ (если его составление предусмотрено договором);
- счет-фактура;
- формы МХ-1, МХ-3;
- складская расписка (квитанция).

II. Транспортные расходы

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Пунктом 2 ст. 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Форма транспортной накладной содержится в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Постановление N 272).
Пунктом 6 Правил продублировано положение п. 2 ст. 785 ГК РФ, согласно которому транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Аналогичную норму содержит и часть 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).
Согласно части 2 ст. 8 Закона N 259-ФЗ форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов, утвержденными Постановлением N 272. Постановление вступило в силу 25.07.2011 (далее - Правила).
По общему правилу, установленному п. 6 Правил, оформление транспортной накладной осуществляет грузоотправитель. Грузоотправителем может быть физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ст. 2 Закона от N 259-ФЗ).
Учитывая изложенное, полагаем, что составление транспортной накладной в Вашем случае обязательно, так как имеет место быть заключенный сторонами договор перевозки.
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, в том числе с применением формы N 1-Т "Товарно-транспортная накладная" (далее - ТТН).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы N 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
В указаниях по заполнению ТТН установлено, что она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Пунктом 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Обращаем внимание, что решением ВС РФ от 26.08.2009 N ГКПИ09-589, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии ВС РФ от 10.11.2009 N КАС09-515, данное положение п. 6 Инструкции признано не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, ТТН - это не только первичный документ, на основании которого осуществляется списание ценностей у грузоотправителя и их оприходование у грузополучателя, он также служит для расчетов за перевозки автомобильным транспортом.
Однако в данном случае стоимость услуг по перевозке отражаться в ТТН не будет, поэтому в Вашем случае должен быть в наличии акт оказанных услуг (унифицированная форма такого акта отсутствует).
Так как транспортная накладная и ТТН имеют различное назначение и содержание, полагаем, что до внесения изменений в Постановление N 78 организациям, осуществляющим доставку грузов в рамках поставки автомобильным транспортом привлеченного перевозчика, следует руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, то есть применять в своей деятельности и транспортную накладную, составленную по форме согласно приложению N 4 к Правилам, и ТТН. Аналогичная позиция прослеживается в письме ФНС от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11885@.
Минтранс России в письме от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис указывает на то, что использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и ТОРГ-12.
В бухгалтерском учете оприходование товара по ТТН грузополучателем предусмотрено п. 44, п. 47 и п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Стоимость услуг автотранспортной компании по перевозке товара включается в состав расходов по обычным видам деятельности. Указанная операция отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" (20, 26) и кредиту счета 60 (76) (п.п. 5, 16, 18 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
При перевозке оформляются:
- транспортная накладная;
- ТТН;
- акт об оказании услуги;
- счет-фактура.

III. Бухгалтерские проводки

Дебет 10, субсчет "Материалы, переданные на хранение" Кредит 10 "Материалы", субсчет "Комплектующие"
- материалы, переданные на склад ответственного хранения;
Дебет 10 "Материалы", субсчет "Комплектующие" Кредит 10, субсчет "Материалы, переданные на хранение"
- материалы, переданные со склада ответственного хранения;
Дебет 20, 26, 44 Кредит 60 (76)
- отражены услуги по хранению;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС, предъявленный к оплате складом ответственного хранения по счету-фактуре;
Дебет 20, 26, 44 Кредит 60 (76)
- отражены услуги по перевозке товара;
Дебет 19 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- учтен НДС, предъявленный к вычету транспортной организацией.

IV. Если при передаче на склад ответственного хранения материалы упаковываются в коробки и профессиональный хранитель учет ведет в коробках, и, соответственно, материально ответственное лицо на складе Ванкор получает материалы, упакованные в коробки, то как материально ответственному лицу на складе Ванкор проверить фактическое наличие поступивших материалов с тем, что должно было поступить?
Не исключено, что при приемке на склад Ванкор может быть выявлено несоответствие фактически полученного груза с указанным в сопроводительных документах:
- по количеству мест;
- с неисправной пломбой, в поврежденной упаковке;
- при внутритарной приемке в отношении наименования и количества ТМЦ при целостности наружной упаковки.
При внутритарной приемке поступившего груза выявленные недостачи, несоответствия номенклатурных номеров оформляются комиссией актом приемки ТМЦ. Информация о ценностях, содержащихся в коробке, может быть помещена внутрь упаковки в виде упаковочного листа либо расположена на внешней стороне коробки в виде описи вложения, заверенной соответствующими должностными лицами при укомплектовании коробки.
В зависимости от несоответствий, выявленных при приемке груза, организация выявляет виновных лиц и оформляет претензионные документы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

26 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики