Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

22.01.2018
ВОПРОС:
Между государственным унитарным предприятием и органом местного самоуправления заключён договор аренды бессрочного пользования земельным участком до введения в действие ст. 39.9 ЗК РФ.
Обязано ли предприятие расторгать указанный договор и заключать договор аренды земельного участка на определённый срок (аналогичная ситуация с договорами безвозмездного пользования, заключёнными до введения Земельного кодекса РФ)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное унитарное предприятие обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования муниципальным земельным участком на право аренды на срок, определенный договором аренды, или приобрести земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном законодательством.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (письмо Министерства экономического развития РФ от 23 июля 2012 г. N 15167-ПК/Д23и).
Отметим, что для землепользователей, не названных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками после введения в действие ЗК РФ не прекращается автоматически, несмотря на то, что они более не относятся к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве. Однако это не освобождает данных лиц от обязанности совершить действия по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, результатом чего является возникновение у этих лиц права аренды либо права собственности на земельные участки. При этом в силу подп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду государственного или муниципального земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, производится без проведения торгов*(1).
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота (п. 4 ст. 27 ЗК РФ), могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. При этом отношения по предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, между его собственником в лице уполномоченного органа и арендатором регулируются нормами гражданского законодательства, что соответствует названной выше норме п. 2 ст. 22 и п. 3 ст. 3 ЗК РФ, поскольку иное земельным законодательством не предусмотрено (см. определение ВАС РФ от 13 февраля 2012 г. N ВАС-233/12, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2014 г. N Ф08-8277/13 по делу N А53-18576/2011, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф06-17130/13 по делу N А06-10168/2013).
Для земельных участков, как и для любых объектов аренды, действует общее правило, установленное п.п. 1, 2 ст. 610 ГК РФ, согласно которому договор аренды заключается на срок, определенный договором, а в случае, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды. В этих случаях договор по истечении предельного срока прекращается даже при наличии в нем условия о сроке аренды, превышающем предельный срок, или при отсутствии указания на срок аренды (п. 3 ст. 610 ГК РФ)
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на срок до сорока девяти лет; в частности, это касается земельных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов, а также участков, предоставляемых в аренду собственникам зданий и сооружений, расположенных на таких земельных участках, помещений в них (пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).
С учетом вышеизложенного государственное унитарное предприятие обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования муниципальным земельным участком на право аренды на срок, определенный договором аренды, или приобрести земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном законодательством.

К сведению:
Согласно ст. 7.34 КоАП РФ использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

28 декабря 2017 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обратим внимание, что предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).

 

Все консультации данной рубрики