Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

25.01.2018
ВОПРОС:
Организация "Ромашка" является одним из собственником помещения, расположенных в здании, являющемся объектом культурного наследия. Данное здание находится в аварийном состоянии, поэтому суд обязал всех собственников провести ремонтные работы. По инициативе организации "Ромашка" были проведены общие собрания собственников, на которых приняты решения о реконструкции здания за счет средств собственников. Однако остальные собственники, в том числе и Администрация города (один из собственников), не исполнила требования суда, решения общих собраний и не выполнили необходимые ремонтные работы. Организация "Ромашка" самостоятельно понесла расходы на ремонт.
Какая дата, исходя из содержания ст. 1107 ГК РФ, является начальной для начисления процентов по ст. 395 ГК РФ - дата оплаты организацией сумм оплат подрядным организациям или же момент направления претензии иным собственникам об оплате расходов на капитальный ремонт?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае проценты на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению с момента, когда претензия получена другими собственниками помещений или считается доставленной им по правилам ст. 165.1 ГК РФ.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Закон прямо не регулирует отношения собственников помещений в нежилом здании, возникающих в связи с содержанием общего имущества в этом здании. Поэтому по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) к ним должны применяться нормы законодательства, регулирующие сходные правоотношения, в том числе правило ст. 249 ГК РФ (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 N 11АП-5503/16).
Таким образом, собственники помещений в нежилом здании должны нести расходы не ремонт общего имущества здания соразмерно своим долям в праве общей долевой собственности (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 N 09АП-28314/15).
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Стоимость работ по ремонту общего имущества в нежилом здании, выполненных за счет средств одного из собственников помещений в этом здании, в части, приходящейся на доли других собственников помещений, может быть квалифицирована как их неосновательное обогащение (постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 N 05АП-6743/16).
Пунктом 2 ст. 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Как отмечают судьи, по смыслу ст. 1102 ГК РФ денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения считается возникшим с момента фактического неосновательного приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора. В силу специфики кондикционного обязательства лицо обязано возвратить неосновательно полученное незамедлительно с того момента, когда узнало или должно было узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 N 15АП-10832/15).
Из приведенных норм следует, что закон связывает начало периода начисления приобретателю процентов за пользование чужими денежными средствами с моментом, когда он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения, а не с моментом, когда имущество потерпевшего было фактически приобретено или сбережено приобретателем.
Аналогичное мнение высказывают судьи. Так, Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2016 N 08АП-5713/16 отметил, что по смыслу ст. 1107 ГК РФ возникновение обязанности по уплате процентов на сумму неосновательного обогащения связывается не с самим фактом ее нахождения у приобретателя (должника), а с фактом его осведомленности о неправомерности и неосновательности такого нахождения, то есть с моментом предъявления требования о возврате неосновательно полученного (удерживаемого).
Необходимо отметить, что в правоприменительной практике не сложилось единого мнения по вопросу о том, применимы ли к отношениям, возникающим в связи с возвратом неосновательного обогащения и начислением процентов по ст. 395 ГК РФ на сумму такого обогащения, правила ст. 314 ГК РФ об исчислении сроков в обязательствах.
Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ) в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
В некоторых судебных актах обязанность ответчика возместить расходы в порядке возврата неосновательного обогащения и право истца на получение процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму такого обогащения связывается с истечением семидневного срока со дня предъявления истцом требования о соответствующем возмещении (смотрите, например, постановления АС Дальневосточного округа от 12.07.2016 N Ф03-2453/16, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 19АП-4116/14 и от 13.02.2014 N 19АП-343/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 15.05.2017 по делу N 33-2218/2017).
Представляется, что это неверно, так как уже с момента, когда приобретатель узнал о наличии неосновательного обогащения, нет никакой неопределенности в отношении того, когда он должен вернуть неосновательно сбереженное или полученное: такая обязанность должна быть исполнена в силу самого факта осведомленности приобретателя о неосновательном обогащении за счет потерпевшего, необходимости предъявлять ему какое-либо требование в связи с этим закон не устанавливает.
Такого же мнения придерживаются и многие судьи. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.12.2017 N 09АП-53648/17 указал, что норма п. 2 ст. 314 ГК РФ не применима к обязательствам вследствие неосновательного обогащения, поскольку такое обязательство не относится к обязательствам, не предусматривающим срок его исполнения и не содержащим условия, позволяющие определить этот срок, поскольку, исходя из системного толкования ст. 1102, п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса РФ, обязательство приобретателя возвратить неосновательно приобретенное (сбереженное) потерпевшему возникает с того момента, как приобретатель узнал либо должен был узнать о таком приобретении (сбережении).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. При этом сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, в рассматриваемом случае организация вправе потребовать от других собственников помещений в здании уплаты процентов за пользование чужим денежными средствами с момента получения ими требования о возмещении расходов на ремонт здания в части, приходящейся на их доли в праве общей долевой собственности, или с момента, когда это требование считается доставленным им в соответствии с правилами ст. 165.1 ГК РФ (смотрите постановления АС Московского округа от 08.12.2017 N Ф05-15793/17, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 N 04АП-1135/11, а также решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.04.2016 по делу N А17-7210/2015, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2013 по делу N А56-52688/2013).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

29 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики