Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.01.2018
ВОПРОС:
Автономное учреждение является налоговым агентом. Возникла сумма переплаты по НДС за 2016 и 2017 года. Переплата возникла в связи с уменьшением сумм арендной платы по договору аренды объекта муниципального нежилого фонда, на основании решения арбитражного суда о признании недействительным решения Департамента по управлению муниципальным имуществом об увеличении размера арендной платы с сентября 2016 года.
Были сданы уточненные налоговые декларации по НДС. Проведена сверка расчетов по платежам в бюджет с налоговым органом, сумма переплаты в карточке по расчетам с бюджетом восстановлена.
В течение 2016 и 2017 года начисление и перечисление НДС налоговым агентом отражались бухгалтерскими проводками:
Дебет 2 302 24 000 Кредит 2 303 04 000
- начислен НДС;
Дебет 2 303 04 000 Кредит 2 201 11 000
- перечислен НДС.
Какими бухгалтерскими проводками необходимо отразить суммы переплаты по НДС за 2016 и 2017 года в бухгалтерском учете автономного учреждения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что возникновение переплаты по НДС обусловлено возникновением переплаты по арендной плате вследствие вступления в законную силу судебного решения, у учреждения как у налогового агента отсутствуют основания для внесения изменений в ранее отраженные в бухгалтерском учете суммы принятых и исполненных до вступления в силу судебного решения обязательств путем отражения корректировочных записей способом "Красное сторно".
Дебиторская задолженность в части удержанного автономным учреждением как налоговым агентом НДС может быть отражена в учете путем уменьшения общей суммы дебиторской задолженности, образовавшейся в результате признания недействительным решения органа местного самоуправления, учитываемой на счете 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
В силу положений п. 3 ст. 161 НК РФ налогоплательщик признается налоговым агентом в том числе при аренде государственного (муниципального) имущества у органов государственной власти и управления (органов местного самоуправления).
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов по переплатам, образовавшимся в результате признания нормативно-правовых актов недействительными, положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н), не определен. Установить порядок отражения указанных расчетов в бухгалтерском учете, обеспечивающего в том числе корректное формирование бухгалтерской отчетности, автономному учреждению необходимо в рамках учетной политики в порядке, установленном п. 5 Инструкции N 183н.
В рассматриваемой ситуации до вступления в силу судебного решения о признании недействительным решения органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, об увеличении размера арендной платы, обязательства, возникающие в соответствии с условиями договора аренды, включая обязательства налогового агента, были исполнены автономным учреждением в полном объеме. Возникновение переплаты по НДС обусловлено возникновением переплаты по арендной плате вследствие вступления в законную силу судебного решения. Учитывая, что указанное обстоятельство не может рассматриваться в качестве обнаружения ошибки в регистрах бухгалтерского учета, у учреждения отсутствуют основания для внесения изменений в ранее отраженные в бухгалтерском учете суммы принятых и исполненных до вступления в силу судебного решения обязательств путем отражения корректировочных записей способом "Красное сторно"*(1).
В целях учета сумм дебиторской задолженности, образовавшейся в результате признания недействительным решения органа местного самоуправления, в соответствии с которым был определен размер арендной платы, при условии, что дебиторская задолженность в части расчетов с арендодателем будет возвращена автономному учреждению в добровольном порядке, вполне обоснованно может быть применен счет 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".
В рассматриваемой ситуации на основании вступившего в силу судебного решения в бухгалтерском учете автономного учреждения-арендатора могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 30 000 Кредит 2 401 10 130
- отражена операция по признанию доходов в сумме вреда, причиненного необоснованным повышением арендной платы, без учета удержанных сумм НДС;
2. Дебет 2 303 04 000 Кредит 2 209 30 000
- отражено уменьшение дебиторской задолженности арендодателя на сумму удержанного и перечисленного НДС в бюджет учреждением как налоговым агентом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

11 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Дополнительным аргументом, указывающим на отсутствие оснований для корректировки ранее произведенных расходов у учреждения-арендатора, на наш взгляд, является наличие у арендатора права на возмещение вреда (то есть убытков), причиненного действиями или бездействием органа местного самоуправления (принятия решения, признанного судом недействительным). В этом случае у публично-правового образования возникает именно расходное обязательство, а не обязанность по возврату излишне полученных ранее доходов. Кроме того, сам факт признания судом решения органа местного самоуправления недействительным не влечет обязанности у муниципального образования возвращать неправомерно полученные суммы арендной платы.

 

Все консультации данной рубрики