Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.02.2018
- В школе (бюджетное учреждение) к существующему зданию был пристроен теплый туалет. Пристройка обеспечивает функционирование здания школы. В контракте никаких формулировок, по которым можно распознать экономическое содержание проводимой операции (реконструкция, капитальный ремонт), нет. Денежные средства по контракту выделены по КФО 5 (субсидия на иные цели).
Какой код вида расходов следует применить для оплаты работ по пристройке к зданию теплого туалета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбор кода вида расходов для оплаты работ по пристройке к зданию теплого туалета, обеспечивающего функционирование здания, зависит от того, как уполномоченные должностные лица квалифицируют данные работы - в качестве работ по реконструкции либо капитальному ремонту.
В случае, если работы будут квалифицированы в качестве реконструкции, соответствующие расходы отражаются с применением кода видов расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями". При этом применение данного кода по КФО 5 не осуществляется.
Если будет решено, что работы проведены в рамках капитального ремонта, то применяется код видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Обоснование вывода:
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций). В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, надворные постройки, пристройки, обеспечивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Самостоятельными инвентарными объектами являются наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение.
В рассматриваемой ситуации возведенная пристройка обеспечивает функционирование здания школы. То есть она должна учитываться в составе здания. Соответственно, работы по возведению пристройки к зданию могут быть отнесены на увеличение стоимости здания как работы по его реконструкции (достройке, дооборудованию) либо отнесены на затраты (финансовый результат) как работы, проведенные в рамках капитального ремонта здания. Вопрос о квалификации проводимых работ не является бухгалтерским, он не регулируется положениями бухгалтерского учета и (или) Указаниями N 65н. Решить данный вопрос должны уполномоченные должностные лица на основании их профессиональных суждений и имеющихся в их распоряжении документов.
Предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту или реконструкции объекта недвижимости относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (смотрите Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
Должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля и судебные инстанции при квалификации работ в качестве работ по капитальному или текущему ремонту объекта недвижимости, а также его реконструкции руководствуются положениями Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а также следующими нормативными актами (смотрите, в частности, п. 1 Представления Счетной палаты РФ от 15.08.2016 N ПР07-217/07-04, решение Пермского краевого суда от 25.01.2016 по делу N 21-80/2016, решение Красноярского краевого суда от 02.06.2016 по делу N 7Р-536/2016):
- ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, и т.д.
Руководствоваться указанными нормативными актами для определения терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" рекомендуют и специалисты финансового ведомства (письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794).
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В свою очередь, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
То есть пристройка к зданию теплого туалета больше удовлетворяет определению "реконструкция". В то же время окончательное решение о квалификации работ могут принять только уполномоченные должностные лица.
В соответствии с положениями ст. 78.2 БК РФ в целях финансового обеспечения расходов, связанных с реконструкцией объекта недвижимости, бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (п. 4 ст. 78.2 БК РФ). Согласно Указаниям N 65н расходы государственных (муниципальных) учреждений по осуществлению капитальных вложений, включая реконструкцию, отражаются с применением элемента видов расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями". Соответственно, работы по пристройке теплого туалета к зданию бюджетного учреждения, если они квалифицированы в качестве работ по реконструкции, отражаются с применением кода видов расходов 407.
Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов за счет средств субсидии на иную цель по соответствующим элементам видов расходов группы 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" классификации расходов бюджетов некорректно (письмо Минфина России от 02.02.2017 N 02-05-10/5449). При принятии решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидии, предусмотренной абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, работы по пристройке теплого туалета, возможно, не были квалифицированы в качестве работ по реконструкции объекта недвижимости. Данные работы могли быть квалифицированы в качестве работ по капитальному ремонту здания. В такой ситуации расходы на оплату работ, связанных с пристройкой теплого туалета, осуществляемые бюджетным учреждением за счет субсидии на иную цель, будут отражены с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Ответ прошел контроль качества
9 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним