Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

02.02.2018
ВОПРОС:
Вправе ли организация на УСН (объект налогообложения - "доходы минус расходы") учесть в расходах затраты на рекламу в сети Интернет (реклама будет размещаться на Яндексе) в полном объеме. Какими документами такие затраты можно подтвердить? Каким образом отражаются затраты на рекламу в сети Интернет в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе учесть в расходах затраты на рекламу в сети Интернет в полном объеме.
Документальным подтверждением данных расходов являются:
- договор об оказании рекламных услуг;
- акт об оказании услуг;
- заверенные скриншоты интернет-страниц;
- выписка банка.
В отношении оформления данных затрат в бухгалтерском учете смотрите информацию в тексте ответа.

Обоснование позиции:

Налоговый учет

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В то же время необходимо учесть, что перечень расходов, содержащийся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письма Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, от 28.10.2013 N 03-11-11/45487 и др.).
В указанный перечень включены в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Они принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). С учетом пп. 28 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ по такому основанию могут быть признаны расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (смотрите также: Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу; Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли)).
К ним относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные осуществленные им виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Помимо приведенных определений рекламных расходов, в правоприменительной практике широко применяются определения терминов, данных в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Например, п. 1 ст. 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В свою очередь, объектом рекламирования согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе могут выступать как сам товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, так и изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Под товаром же здесь понимается как непосредственно продукция, так и работы, услуги, предназначенные для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).
Принимая во внимание то, что распространяемая в сети Интернет информация является рекламой (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 15.06.2015 N 156-05-1/2015, а также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2013 N 09АП-19422/13), полагаем возможным распространить на них пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Аналогичные выводы делает финансовое ведомство (письма Минфина России от 08.08.2012 N 03-03-06/1/390, от 16.12.2011 N 03-11-11/317, от 20.04.2010 N 03-11-06/2/63, от 28.07.2009 N 03-11-06/2/136, от 15.07.2009 N 03-11-09/248).
Тем самым перечисленные в вопросе расходы могут быть учтены в целях налогообложения без ограничения.
Полагаем, что даже в случае размещения рекламы в сети Интернет посредством другой компании ваша организация вправе также учесть такие рекламные расходы (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 16.03.2006 N 18-11/3/20842).
Документальным подтверждением данных расходов, по нашему мнению, являются:
- договор об оказании рекламных услуг;
- акт об оказании услуг;
- заверенные скриншоты интернет-страниц (смотрите постановление ФАС Московского округа от 03.10.12 N А40-112441/11-90-469, обращаем Ваше внимание на то, что в судебном решении речь шла об организации на ОСНО, полагаем, что выводы суда применимы и к организации на УСН);
- выписка банка.

К сведению:
Рекламные расходы при УСН признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются, в частности, расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (п. 5 ПБУ 10/99). Прочими расходами считаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.
Расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете организации в качестве расходов по обычным видам деятельности (коммерческие расходы) (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99).
В целях бухгалтерского учета расходы организации на рекламу не нормируются и учитываются в том отчетном периоде, в котором фактически были осуществлены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п.п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) коммерческие расходы (включая затраты на рекламу продукции) учитываются по дебету счета 44 "Расходы на продажу".
Для целей бухгалтерского учета нормировать расходы на рекламу не нужно. Их в полном объеме можно включить в затраты того отчетного периода, в котором они были произведены, если такое предусмотрено учетной политикой (п. 9, п. 20 ПБУ 10/99).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

9 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики