Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
06.02.2018
- Организация (общая система налогообложения) планирует оказывать услуги населению по демонстрации объемного стереоизображения с набором спецэффектов (аттракцион "Кинотеатр 7D"). В указанном изображении будут демонстрироваться кинофильмы в специально оборудованных для этих целей помещениях.
К какому ОКВЭД относится указанный вид деятельности? Какую форму бланков строгой отчетности можно применять при расчетах с населением за данные услуги? Каково налогообложение НДС указанного вида деятельности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанному виду деятельности соответствует код 59.14 "Услуги по демонстрации кинофильмов".
Реализация кинобилетов не облагается НДС при условии выдачи клиентам БСО по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
При выдаче указанных БСО организация может не применять ККТ до 01.07.2019.
Обоснование позиции:
Код ОКВЭД
Коды ОКВЭД (коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) относятся к числу сведений о юридическом лице, подлежащих включению в ЕГРЮЛ (пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В настоящее время применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В рассматриваемой ситуации организация намеревается показывать кинофильмы в формате 7D.
Кинофильмы - это аудиовизуальные произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ).
Практически аналогичным образом определяет понятие фильма (в том числе и художественного) и ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", которая под фильмом понимает аудиовизуальное произведение, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Как мы поняли из вопроса, показываемые организацией фильмы подходят под указанные определения.
ОКВЭД содержит, в частности, раздел R "Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта". В этом разделе показ кинофильмов не упомянут. При этом содержится группировка, например, "Услуги зрелищно-развлекательные, не включенные в другие группировки" (код 93.29.9), входящая в группировку "Услуги в области развлечений и отдыха" (код 93.2).
При этом "Услуги по демонстрации кинофильмов" (код 59.14) входят в группировку "Услуги по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, звукозаписей и изданию музыкальных записей" (код 59) раздела J "Услуги в области информации и связи".
Группировка с кодом 59.14 включает в себя услуги по демонстрации кинофильмов в кинотеатрах, на открытом воздухе или в киноклубах, в частных демонстрационных залах или в прочих демонстрационных помещениях.
Поскольку в ОКВЭД напрямую указана деятельность по демонстрации кинофильмов, то, по нашему мнению, именно этот код по ОКВЭД необходимо выбрать организации для осуществления упомянутой в вопросе деятельности, а именно код 59.14.
Отметим также, что ФНС России и Минфин России по всем вопросам, касающимся применения общероссийских классификаторов, рекомендуют обращаться в Росстандарт или в Росстат (письма ФНС России от 27.05.2016 N СД-3-3/2408@, Минфина России от 08.02.2016 N 03-11-10/6406).
Применение ККТ
При осуществлении расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа на территории РФ все организации обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", далее - Закон N 54-ФЗ).
С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) в Закон N 54-ФЗ, которым предусмотрен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее - онлайн-касса). При этом для некоторых лиц Законом N 290-ФЗ предусмотрена отсрочка перехода на онлайн-кассы.
В редакции, действовавшей до 27.11.2017, ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ предусматривала, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 337-ФЗ в эту норму были внесены изменения и дополнения, а именно срок освобождения упомянутых в ней хозяйствующих субъектов от необходимости применять ККТ продлен до 01.07.2019, причем в отношении круга этих субъектов сделано следующее дополнение: "(за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания)".
Что имел в виду законодатель, формулируя такое исключение, не вполне ясно. Официальных разъяснений по указанному вопросу уполномоченные органы на данный момент не представили. По нашему мнению, в указанном исключении новой редакции ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ речь идет все же не о любых организациях и индивидуальных предпринимателях, у которых заключены трудовые договоры с работниками, а только о тех, которые при наличии таких работников оказывают услуги общественного питания.
Поэтому, полагаем, что с учетом новой редакции ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организация, которая оказывает услуги населению, вправе не применять ККТ в период до 01.07.2019 при условии, что при расчете за услугу она выдает соответствующий БСО в порядке, который был установлен Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ.
Действовавшая до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ редакция Закона N 54-ФЗ предусматривала, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО. Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ). Соответствующий порядок был утвержден Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359).
В классификаторах ОКВЭД 2 и ОКПД 2, в отличие от классификаторов, действовавших до 01.01.2017, услуги населению отдельно не выделены. Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/).
Кроме этого, можно воспользоваться приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Приказ N 244).
В указанном документе присутствуют, например, следующие услуги:
- "Услуги учреждений культуры" (группировка с кодом 90.04.01), включающая в себя "Деятельность в области демонстрации кинофильмов" (код по ОКВЭД 59.14).
Таким образом, деятельность в области демонстрации кинофильмов может быть отнесена к деятельности по оказанию услуг населению, при условии выдачи клиенту при расчетах соответствующего БСО.
Форма БСО
Следует иметь в виду, что новая редакция Закона N 54-ФЗ определяет БСО как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для БСО - это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ). Автоматизированные системы для БСО, являющиеся ККТ, применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 09.11.2016 N АС-4-20/21227@). Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО (как и кассовый чек), определен в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ.
Мы полагаем, что при применении БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) на основании ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, предусматривающей право не применять ККТ, на используемые в таком случае БСО не должны распространяться требования новой редакции Закона N 54-ФЗ.
Следовательно, при применении БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением N 359, что подтверждается разъяснениями уполномоченных органов, представленными в письме Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348 (смотрите также письма Минфина России от 04.09.2017 N 03-01-15/56672, от 24.08.2017 N 03-01-15/54340, от 15.08.2017 N 03-01-15/52368, от 22.02.2017 N 03-01-15/10470).
Обязательные реквизиты БСО установлены п. 3 Положения N 359, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5-6 Положения N 359.
Во исполнение положений п. 6 Положения N 359 приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться всеми учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) (п. 1 Приказа N 257).
Пунктом 7 Положения N 359 установлено, что формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с п.п. 5 и 6 Положения N 359, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.
Таким образом, для того, чтобы не использовать ККТ до 01.07.2019, организация при расчетах с клиентами должна применять БСО, форма которых утверждена Приказом N 257, например, форму "Билет" или форму "Кинобилет", утвержденную приказом Министерства культуры РФ от 08.12.2008 N 231 (форма бланка изменена с 15 октября 2017 г. приказом Минкультуры России от 18.09.2017 N 1560).
БСО можно изготовить в типографии либо сформировать его с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения N 359). В последнем случае для одновременного заполнения БСО и его выпуска должно обеспечиваться выполнение требований, установленных п. 11 Положения N 359.
Простой компьютер для формирования БСО использован быть не может (письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Соответствие автоматизированной системы, формирующей БСО, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати БСО, приравненных к кассовым чекам (письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации для изготовления БСО организации следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением N 359. Удовлетворять требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) до 01.07.2019 такая система не должна.
НДС
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС. Перечень операций, не подлежащих налогообложению в целях исчисления НДС, определен ст. 149 НК РФ.
Так, в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. К ним, в частности, относятся: услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, относятся, в частности, кинотеатры, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), парки культуры и отдыха.
В случае, если услуги, поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываются организациями, не включенными в перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, установленный данным подпунктом, то такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 19.04.2017 N 03-07-07/23488).
Подтверждением принадлежности организации к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, может являться присвоение организации соответствующего кода ОКВЭД (письма Минфина России от 28.02.2017 N 03-07-07/11141, УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714).
При этом, как следует из письма Минфина России от 28.02.2017 N 03-07-07/11141, этот код ОКВЭД для организации должен быть основным.
Заметим, что в самой норме пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ нет отсылки к кодам ОКВЭД, а также не говорится о том, что деятельность в сфере культуры и искусства должна быть для организации основной.
Как указывают суды, из смысла пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что от обложения НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации данного вида услуг. А присвоение соответствующего кода ОКВЭД может рассматриваться как одно из доказательств соответствия осуществляемой налогоплательщиком деятельности указанным в законе признакам, но само по себе правообразующего значения не имеет (постановление ФАС Уральского округа от 05.12.2007 N Ф09-10082/07 по делу N А76-1607/2007). Схожие выводы представлены в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 25.11.2013 N Ф08-7192/13 по делу N А32-26042/2012, от 29.03.2013 N Ф08-1174/13 по делу N А32-49980/2011).
Код по ОКВЭД 59.14 в самом классификаторе видов деятельности хоть и входит в раздел "Услуги в области информации и связи", но Приказом N 244 отнесен к группировке с кодом 90.04.01 "Услуги учреждений культуры". В связи с этим полагаем, что организация, осуществляющая вид деятельности в области демонстрации кинофильмов, осуществляющая эту демонстрацию в специально отведенных для просмотра фильмов помещениях (кинотеатрах), реализующая клиентам билеты, по форме, утвержденной Приказом N 257, может применять положения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Следовательно, реализация кинобилетов в данном случае освобождается от обложения НДС.
Обратите внимание, что нормы главы 21 НК РФ не предусматривают права организации на отказ от льготы, установленной пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ, дополнительно смотрите письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555).
Необходимо также учитывать, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Отметим, что позиция, изложенная в данной консультации, является нашим экспертным мнением.
Разъяснений уполномоченных органов и примеров арбитражной практики по ситуациям, схожим с анализируемой, нам обнаружить не удалось.
Поэтому с целью снижения налоговых рисков организация может воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Коды ОКВЭД.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
18 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним