Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.02.2018
- Юридическое лицо (орган местного самоуправления) исключено из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Возможно ли списание забалансовой задолженности (дебиторская задолженность, числящаяся на забалансовом счете 04) и каков порядок списания?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 является решение комиссии по поступлению и выбытию активов. Урегулирование порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания осуществляется в рамках учетной политики.
Обоснование вывода:
Согласно п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения о признании задолженности безнадежной к взысканию, принятого комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия).
Случаи, в которых дебиторская задолженность может списываться с забалансового счета 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов", перечислены в абзаце третьем п. 339 Инструкции N 157н. Одним из них является наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора.
Отметим, что исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа осуществляется по причине признания его фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо) и производится в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ).
В то же время согласно п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Иными словами, признание юридического лица недействующим и исключение его из ЕГРЮЛ по такому основанию, по сути, является ликвидацией. Следовательно, данный факт может рассматриваться в качестве достаточного основания для принятия Комиссией решения о списании дебиторской задолженности с забалансового счета 04.
Обратите внимание, что главная цель забалансового учета списанной дебиторской задолженности - это наблюдение за возможностью ее взыскания. Соответственно, для списания суммы со счета 04 необходимо констатировать отсутствие каких-либо юридических оснований для наблюдения задолженности. По этой причине в состав Комиссии целесообразно включать специалистов юридической службы.
Возможность взыскания дебиторской задолженности существует как на этапе принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, так и после. В частности, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ, смотрите также постановление Пятнадцатого ААС от 30.01.2017 N 15АП-18584/16).
С учетом изложенного наблюдение задолженности недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, имеет смысл до окончания сроков возможного возобновления процедуры ее взыскания, установленных законодательством РФ. Заключение по вопросу об окончании таких сроков в каждом конкретном случае целесообразно согласовывать с юридической службой.
Если при принятии решения о списании дебиторской задолженности с забалансового учета в отношении юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, входящие в Комиссию специалисты юридической службы не видят оснований для дальнейшего наблюдения данной задолженности, она может быть списана с забалансового счета 04.
Таким образом, основанием для списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 является решение Комиссии, к работе в которой могут привлекаться специалисты юридической службы. На основании принятого Комиссией решения рассматриваемая задолженность списывается с забалансового учета. Урегулирование порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания осуществляется в рамках учетной политики (письмо Минфина России от 01.11.2014 N 02-06-10/56150).
При списании с забалансового учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности, к примеру, могут оформляться:
1) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания;
2) решение профильной комиссии;
3) письменное обоснование решения о списании задолженности;
4) приказ (распоряжение) руководителя о списании дебиторской задолженности;
5) бухгалтерская справка (форма 0504833), на основании которой отражается списание дебиторской задолженности с забалансового учета в бюджетном учете.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
17 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11; Тринадцатого ААС от 27.06.2014 N 13АП-11708/14; решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.09.2011 по делу N А10-1165/08.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним