Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

12.02.2018
ВОПРОС:
На какую дату составляется передаточный акт присоединяемой организацией при реорганизации путем присоединения (юридические лица, участвующие в реорганизации, являются обществами с ограниченной ответственностью)? Каким решением общего собрания участников передаточный акт утверждается (первым собранием, на котором принимается решение о реорганизации, или итоговым общим собранием (на котором присутствуют участники присоединяемого и присоединяющего общества))?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что термин "передаточный акт" применительно к документу, оформляемому при реорганизации юридического лица, упоминается в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) только в п. 2 ст. 57, ст. 58, ст. 59 и п. 5 ст. 60 ГК РФ. При этом из всех перечисленных норм лишь ст. 59 ГК РФ содержит определенные требования к указанному документу. Однако и в ней отсутствуют положения, которые позволяли бы установить, на какую дату должен составляться передаточный акт. Не содержит соответствующих требований и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Вместе с тем следует иметь в виду, что, поскольку передаточный акт по смыслу ст. 58 и ст. 59 ГК РФ является документом, содержащим информацию о правах и обязанностях юридического лица, переходящих к другому юридическому лицу, участвующему в реорганизации, при его составлении должны учитываться Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания).
На первый взгляд, Методические указания не содержат правил относительно даты составления передаточного акта, так как в п. 6 этих Указаний имеется лишь рекомендация приурочить составление такого акта к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией.
В то же время п. 5 Методических указаний установлено, что дата утверждения в установленном порядке передаточного акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и обязательств и др.).
Исходя из смысла составления передаточного акта как документа, отражающего действительное состояние переходящих к реорганизуемому юридическому лицу обязательств, логично предположить, что дата составления и дата утверждения передаточного акта не должны быть существенно разнесены во времени.
В свою очередь, положения п. 5 Методических указаний в совокупном их толковании с п. 6 этих же Указаний свидетельствуют, во-первых, о том, что точные даты составления и утверждения передаточного акта законодательством не установлены и определяются лицами (органами), принявшими решение о реорганизации самостоятельно. А во-вторых, все же содержат определенные критерии, с учетом которых данные лица (органы) должны определить указанные даты: так, они должны принять во внимание необходимость проведения инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого юридического лица, уведомления его кредиторов и возможное предъявление последними требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств.
Отсюда следует вывод о том, что передаточный акт не может быть утвержден на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью (далее также - ООО, общество), на котором было принято решение о реорганизации, так как необходимо время на совершение вышеуказанных действий. Причем сами эти действия совершаются только после принятия решения о реорганизации.
Так, например, по смыслу п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, проведение инвентаризации после принятия решения о реорганизации юридического лица является обязательным, независимо от того, насколько близко дата предыдущей инвентаризации отстояла от даты принятия соответствующего решения.
В свою очередь, из положений п. 1 ст. 60 ГК РФ и п. 5 ст. 51 Закона N 14-ФЗ следует, что уведомление кредиторов ООО о предстоящей организации осуществляется путем двукратной, не чаще одного раза в месяц, публикации сведений об этом в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц. А такие публикации производятся только после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, производимой по уведомлению ООО, направляемому в течение трех дней после принятия решения о реорганизации. Также согласно п. 2 ст. 60 ГК РФ кредиторам предоставляется тридцатидневный срок для предъявления требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств, исчисляемый с даты опубликования последнего уведомления о реорганизации ООО.
Совокупность приведенных норм показывает, что даты составления и утверждения передаточного акта должны, как правило, приходиться на период от момента окончания срока предъявления кредиторами требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств до даты истечения срока проведения реорганизации, определенного решением о реорганизации.
Подтверждением данного вывода являются положения п. 4 Методических указаний, согласно которым передаточный акт в соответствии с решением (договором) учредителей может включать такие приложения, как акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств); расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.
В заключение отметим, что согласно недвусмысленному указанию п. 2 ст. 53 Закона N 14-ФЗ решение об утверждении передаточного акта при реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников только присоединяемого общества. При этом особо подчеркнем, что упоминание в данной норме также о принятии общим собранием этого общества решения о реорганизации, об утверждении договора о присоединении не должно толковаться в том смысле, что указанное решение и решение об утверждении передаточного акта должны приниматься одномоментно. Указанная норма лишь перечисляет те решения, которые принимаются общими собраниями обществ, участвующих в присоединении, отдельно друг от друга, в отличие от п. 3 ст. 53 Закона N 14-ФЗ, устанавливающего, какие решения должны быть приняты общим собранием участников всех реорганизуемых обществ.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством само составление передаточного акта, а следовательно, и вопрос о датах его составления и утверждения не имеет юридического смысла. Ведь из положений ст. 58 ГК РФ следует, что для целей определения правопреемника по правам и обязанностям юридического лица, переставшего существовать в результате реорганизации в форме присоединения юридического лица, не требуется обязательное составление передаточного акта, поскольку после завершения реорганизации остается одно юридическое лицо - универсальный правопреемник всех прав и обязанностей реорганизованных юридических лиц, существовавших до реорганизации (смотрите также п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 12 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19.10.2016, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 28.04.2016 N 302-ЭС15-16979).
Факт правопреемства при слиянии и присоединении может подтверждаться:
- документом, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате присоединения, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате реорганизации;
- документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство (п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
До 01.09.2014 ст. 58 ГК РФ, действительно, предусматривала, что при реорганизации в форме присоединения права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом. Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) в указанную статью были внесены изменения, при этом указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта при присоединении осталось в ряде федеральных законов, в частности пп. "д" п. 1 ст. 14 и п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ).
В правоприменительной практике единообразный подход к решению вопроса о необходимости представления передаточного акта в регистрирующий орган в целях государственной регистрации реорганизации в форме присоединения до последнего времени не был выработан. В ряде случаев суды указывали на то, что составлять и представлять передаточный акт в регистрирующий орган в таких ситуациях после вступления в силу Закона N 99-ФЗ не требуется (смотрите, например, постановления Одиннадцатого ААС от 14.11.2016 N 11АП-14846/16, Десятого ААС от 12.08.2016 N 10АП-7484/16, решение АС Красноярского края от 01.02.2017 по делу N А33-16062/2016, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 N 20АП-6132/17). Однако в судебной практике был представлен и противоположный подход (постановление АС Дальневосточного округа от 18.05.2017 N Ф03-1356/17, решение АС Республики Марий Эл от 20.02.2017 по делу N А38-9305/2016).
В связи с этим отметим, что большинство отказов в государственной регистрации, правомерность которых рассматривалась в вышеприведенных судебных спорах, имело место в период действия утратившего силу Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н, пункты 20 и 23 которого предусматривали предоставление на государственную регистрацию передаточного акта при реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования и разделительного баланса при реорганизации в форме разделения и выделения.
Из п.п. 20 и 24 действующего в настоящее время Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2016 N 169н, а также из разъяснений ФНС России следует, что передаточный акт предоставляется на государственную регистрацию при реорганизациях в форме выделения и разделения; при реорганизации в иной форме предоставление передаточного акта в регистрирующий орган не является обязательным, поскольку противоречит положениям ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (письмо ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4182@, разъяснения на официальном сайте ФНС России, информация ФНС России от 13.02.2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

25 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики